Первый шаг в поиске работы - резюме. Его написание поможет вам окончательно определиться с желаемой сферой деятельности и должностью, на которую вы претендуете, систематизировать свой опыт и требования к условиям работы. Если вы нашли несколько различных вакансий, на которые хотели бы претендовать, на каждую нужно создать отдельное резюме, либо несколько раз изменить основное. О том, как писать резюме, можно прочесть огромное количество рекомендаций в интернете, но эффективнее всего воспользоваться электронной формой основных работных сайтов. После заполнения этой формы вы получите вполне грамотное резюме.

Следующий этап - поиск интересующих вакансий. Если вы не торопитесь в поиске работы, можно разместить резюме на работных сайтах и подписаться на их рассылку. Далее остается ждать отклика на размещенную вами информацию о себе. Но если вы торопитесь, стоит добавить инициативы. Для самостоятельного поиска вакансий существует множество каналов, основными среди них считают следующие:
- работные сайты,
- друзья и знакомые,
- социальные сети,
- тематические форумы,
- прямые письма HR и звонки потенциальным работодателям.

1. Работные сайты служат для заполнения резюме, поиска вакансий по заданным параметрам. Кроме того, на работных сайтах вы можете найти полезную информацию как на тему поиска работы, так и любых других сфер деловой жизни.

2. Друзья. Нужно оповестить всех своих родственников, друзей и знакомых о том, что ищете определенную работу. HR крупных компаний зачастую с трудом "плавают" в море кандидатов, желающих работать в их компании, поэтому мнение кого-то из ваших знакомых может сыграть решающую роль в приглашении на должность в желаемую компанию. Даже если знакомые живут в другом городе, не стоит списывать их со счетов при поиске работы. Большинство крупных компаний российского рынка имеют филиальную структуру, специалисты по HR в разных городах этих организаций общаются между собой, они могут перекидывать друг другу резюме и влиять на принятие решения в выборе кандидата на вакансию.

3. Социальные и профессиональные сети могут служить хорошим источником информирования о поиске работы, если поставить соответствующий статус на вашей странице и нажать "рассказать друзьям", но это только самая элементарная их возможность. У каждой стабильной компании есть свои группы в социальных сетях, куда вы можете написать. Кроме того, HR крупных организаций настолько завалены резюме кандидатов, что не успевают просматривать их в почте. Они всё больше отдают предпочтение профессиональным сообществам, где можно найти узких специалистов, просмотреть их аккаунты и сформировать представление о заинтересовавших их людях без долгого телефонного разговора. Профессиональные сети еще хороши тем, что в них легко можно найти специалиста/руководителя в HR по должности или компании и связаться с ним. Кроме того, HR часто дают интервью тематическим изданиям, поэтому их имена можно найти в поисковиках и, набравшись уверенности в себе (не путать с наглостью), написать им напрямую в социальной сети на личную страницу. Только помните, что ваша страница должна выглядеть также прилично, т.е. никаких фотографий топлес, матерных картинок и пр.

4. Тематические форумы, где общаются ваши коллеги или специалисты в HR, можно использовать как один из источников информирования сообщества, что вы специалист и ищете работу. Можно написать информацию о себе в соответствующих темах и оставить свои координаты - вдруг "выстрелит".

5. Можно составить список интересующих вас компаний и разослать им свое резюме, а потом позвонить в отдел HR или вашим потенциальным начальникам, даже если у них нет открытых вакансий.

Каналы поиска работы ограничены только вашей фантазией и можно использовать все возможности встреч с вашим сообществом - от различных мероприятий до сайтов знакомств. Главная цель ваших действий в процессе поиска работы - вас должны заметить и выбрать среди остального потока кандидатов. Дерзайте!