Инструкция
1
Сюита возникла во период Высокого Возрождения. Первоначально так называли двухчастную последовательность быстрого и медленного танцев (паваны и гальярды). Позже, уже в конце XVII века, сложилась четырехчастная структура сюиты, состоящая из стилизованных контрастных по характеру танцев: аллеманды, куранты, сарабанды и жиги.
2
В XVIII веке в сюиту попадают напевные пьесы, именуемые – явным образом под воздействием оперы – «ария». При этом сюита проникает в балет – теперь так называют большой танцевальный дивертисмент в конце второго действия.
3
Сюита разительно изменилась в XIX – XX веках. Она становится программной, в ней появляется явный или скрытый сюжет, часто заимствованный из литературного произведения. Такова, к примеру, «Шахерезада» Н.А.Римского-Корсакова. Появляются сюиты-«альбомы» – например, «Альбом для юношества» Р.Шумана или «Альбом пьес для детей» Г.В.Свиридова. Появляются сюиты, иллюстрирующие художественные произведения. Таковы, например, «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского или многочисленные «Сюиты» М.К.Чюрлениса, написанные по мотивам собственных картин. Сюитой становится подборка из наиболее выразительных фрагментов опер, балетов, оперетт. Это, к примеру, сюита из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского или – уже в переосмысленном виде – «Кармен-сюита» Ж.Бизе – Р.К.Щедрина. Позже появляются сюиты из музыки к драматическим спектаклям или кинофильмам – таковы сюита «Пер Гюнт» Э.Грига, «Ревизская сказка» А.Г.Шнитке или сюита из музыки к фильму «Братья Карамазовы» И.И.Шварца.И наконец, появляются сюиты в жанрах симфонической или вокально-симфонической музыки. Таковы, например, «Симфонические танцы» С.В.Рахманинова или «Сюита на слова Микеланджело Буонаротти» Д.Д.Шостаковича.