Инструкция
1
Краткая информация об авторе и стихотворении.
Не нужно расписывать всю биографию автора – достаточно ограничиться теми фактами, которые имеют непосредственное отношение к анализируемому стихотворению. Дайте краткую историю создания стихотворения: когда написано, кому посвящено, с какими событиями связано, где впервые опубликовано и т.д.
2
Жанр стихотворения
Определите жанр стихотворения. Перечислите признаки жанра. Ответь на вопросы: какое место этот жанр занимает в творчестве поэта, является ли для него типичным, к какому литературному направлению относится стихотворение: романтизм, реализм, модернизм и т.д.
3
Анализ тематики и проблематики стихотворения
Определите основную тему стихотворения: любовь, ненависть, природа, свобода и т.д. Проблематика – совокупность проблем, поднимаемых в стихотворении. Отвечает ли оно запросам времени? Актуально ли на современном этапе и почему.
4
Анализ сюжета и композиции
Кратко перескажите сюжет (если он есть). Является ли сюжет типичным, архетипным или оригинальным. В чем роль сюжетных элементов? Почему автор выбрал именно этот сюжет, как он согласуется с тематикой и проблематикой. Композиция стихотворения, ее соотношение со строфикой и сюжетом.
5
Анализ символики
Найдите символы в стихотворении и объясните, какую роль они играют в сюжете и фабуле. Если символов, на ваш взгляд, нет, найдите ключевые слова и объясните их значение. Обычно ключевые слова и символы взаимосвязаны.
6
Лирическое «я», лирический субъект, образ автора
Дайте оценку лирическому герою, совпадает ли образ лирического героя и лирического субъекта, как реализуется образ автора, присутствует ли он вообще. Место лирического героя в системе персонажей.
7
Формальные признаки стихотворения
Определите размер, метр стихотворения, систему рифмовки, строфику. Является ли это стихотворение жанром твердой формы. Если это стилизация под хокку, античные жанры, верлибр или другой вид безрифменного стихосложения, то анализ рифмы не делается. Вы должны объяснить, почему автор прибег именно к такой форме стихосложения.
8
Стилистика
К стилистических средствам традиционно относят: тропы (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворение, ирония, парафраз, гипербола и т.д.), фигуры (эпифора, анафора, градация, повторы, параллелизм и т.д.), звукопись. Уместно в этом разделе будет привести слова одной тематической группы (например, мебель: стул, стол, зеркало в стихотворении Бродского «Я обнял эти плечи и взглянул...»), которые играют большую роль в стихотворении. Найдите устаревшую лексику и неологизмы, объясните, почему автор их употребляет.
Обычно этот раздел самый большой и подробный, при анализе ему следует уделить самое большое внимание. Символику также можно приводить здесь, «привязав» ее к стилистическим приемам.
9
Ваше личное отношение к прочитанному
Нужно дать вашу собственную оценку стихотворению. Только не низводите все до примитивного «нравится – не нравится». Ваши выводы должны быть в меру субъективны (это же ваше отношение) и в то же время аргументированы. Хорошо, если вы займете объективную позицию и выделите в равной степени достоинства и недостатки стихотворения.