Совет 1: Как тренировать дикцию

К сожалению, на сегодняшний день найти человека с безупречной дикцией не так уж и просто. Бытовая речь не требует хорошей артикуляции и четкого произнесения звуков и слогов. Как результат - звуки смазываются, окончания слов не произносятся, слоги плохо артикулируются. На самом деле, добиться правильного и четкого произношения не так уж и сложно. Как же правильно тренировать дикцию?
Вам понадобится
  • - пробка;
  • - грецкие орехи
Инструкция
1
Выберите помещение для тренировки. Желательно чтобы в нем была хорошая акустика. Уделяйте каждому упражнению 7-10 минут в день.
2
Тренируй дыхание. Поставьте ноги на ширину плеч, а руки - на пояс. Сложите губы трубочкой. Медленно выдохните через получившееся отверстие таким образом, чтобы ощутить сопротивление воздуха. Проделайте это упражнение в сочетании с физическими нагрузками - бегом, ходьбой, наклонами. Следите за тем, чтобы выдох не прерывался при изменении положения тела.Медленно вдохните, одновременно наклоняясь вперед. Держите спину прямой. Выдохните, выпрямляясь назад. Тяните на выдохе звуки «ги-м-м-м…», сочетая это с ходьбой. Повторите наклон вперед, на вдохе. Сведите руки за головой, Выпрямляясь, тяните звуки «гн-н-н-н..», сочетая их с ходьбой. Сделайте короткий вдох через нос, расширяя ноздри. На выдохе, похлопайте пальцами по крыльям носа.
3
Тренируйте язык и губы. Для этого не спеша , поочередно произносите звуки «кс», «гл», «гз», «вл», «вз», «вн», «бз» и «тн». Расслабьте мышцы языка, поместите его на нижнюю губу и несколько раз повторите звуки «э» и «и». Изогните язык и, дотронувшись до верхнего неба, произнесите «у», и «о».Возьмите пробку и зажмите ее между передними зубами. Следите за тем, чтобы пробка не касалась языка. Слегка приоткройте рот, обнажив зубы. Начните произносить звуки «к», «кь», «г», «гь», «н», «й», «нь», «д», «л», «дь», «ль». Переходите к произнесению слогов, сочетая согласные звуки с гласными - «гада», «гоно», «гуна» и т.д. Приступите к тренировке сначала отдельных слов, а затем и фраз.
4
Воспользуйтесь старым «актерским» методом тренировки дикции - возьмите в рот грецкие орехи и произнесите несколько скороговорок. Произносить их необходимо слитно, в хорошем темпе, многократно повторяя отдельные слова и фразы.

Совет 2: Как отработать дикцию

Как взрослым, так и детям может понадобиться исправить какие-либо дефекты дикции. Для этого специалисты разработали несколько методик, которые можно применять самостоятельно и которые помогут вам говорить правильно и четко.
Инструкция
1
Тренируйте дыхание и диафрагму. Это поможет вам говорить долго и хорошо поставленным голосом. Для этого займитесь плаванием. Также улучшению дыхания помогает и пение.
2
Выучите несколько скороговорок, уместных при вашей речевой проблеме. Фраза «Карл у Клары украл кораллы» позволит вам не только улучшить свое произношение буквы «р» и «л», но и поможет вам говорить более внятно. В качестве скороговорки могут выступать любые длинные труднопроизносимые слова и имена. Существуют специальные сборники скороговорок для тренировки произношения различных букв. Вы можете купить его в книжном магазине или взять на время в библиотеке.
3
Выполняйте артикуляционную гимнастику. Она поможет вам запомнить правильное положение рта при произнесении какого-либо из звуков. Например, для тренировки произнесения буквы «о» рот следует делать круглым, но так, чтобы казалось, что звук слетает с кончиков губ.
4
Звуки «п» и «б» следует тренировать вместе. Сожмите губы и прижмите их к зубам. После этого с силой вытолкните воздух из небольшого отверстия между губами. Должен получиться звук «п». При напряжении связок в этом же положении рта вы должны произносить «б». Потом тренируйте эти буквы в произношении с гласными. Последним этапом будет построение слогов из обеих букв. Произносите «паба», «пеби», «пиби» и другие звукосочетания, следя за правильным положением рта. При верном исполнении после тренировок должна появиться четкая разница между этими двумя буквами.
5
При тренировке произношения «р» следите за тем, чтобы вибрировало не горло, а язык. Его не следует сворачивать, он должен быть прямым и кончиком упираться в верхнее небо, ближе к зубам.
6
Если индивидуальные тренировки вам не помогают, обратитесь к логопеду. Он сможет составить вам программу занятий, а также вы получите квалифицированный взгляд со стороны на результаты своих трудов.
Источники:
  • «Произношение и дикция», И.П. Козляникова, Всероссийское театральное общество, 1977
  • Упражнения для улучшения дикции
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500