Инструкция
1
Память – процесс, совершенно необходимый человеку для нормального существования. Сохранение информации об уже пережитом опыте не только позволяет человеку быть частью социума, но и имеет огромное значение для жизнедеятельности. Например, если бы ребенок с первого раза не усваивал, что прикасаться к горячему больно, то он бы обжигался снова и снова.
2
Запоминание – это процесс запечатления той или иной информации. По наличию или отсутствию цели запоминание бывает преднамеренным и произвольным, а по механизму – механическим и осмысленным. Механическое запоминание по-другому можно назвать зазубриванием. При осмысленном же запоминании человек старается создать какие-то внутренние логические связи между частями запоминаемого материала, поэтому такой вид запоминания прочно связан с процессом мышления.
3
Сохранение – процесс хранения полученной информации в памяти. Сохранение бывает динамическим и статическим. Первое характерно для оперативной памяти, а второе – для кратковременной. И если при динамическом запоминании информация мало искажается в памяти, то при статическом она может очень и очень измениться со временем.
4
Воспроизведение – процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого человеком ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Так же как и запоминание, воспроизведение информации бывает преднамеренным и непреднамеренным.
5
Есть и еще один важный процесс, связанный с человеческой памятью – забывание. Забывание – это невозможность восстановить в памяти ранее принятую информацию. Причем, выражается забывание в двух формах. При первой воспроизведение сохраненной информации оказывается невозможным, а при втором информация воспроизводится, но в искаженном виде.
6
Любые процессы, связанные с памятью, очень индивидуальны. Науке известны случаи, когда память людей была просто-таки феноменальной. Например, А. С. Пушкин мог выучить стихотворение другого автора полностью после двукратного прочтения, а В.А. Моцарт мог запомнить сложные музыкальные произведения после одного-единственного прослушивания. Память подвергается тренировке, для этого существует множество методик и упражнений.
7
В психологии выделяют несколько основных видов памяти. Для разделения существует три основных критерия: характер психической активности, характер целей деятельности и продолжительность хранения информации. По характеру психической активности выделяют следующие виды памяти:- двигательная – запоминание и воспроизведение движений. Благодаря этой памяти ребенок учится ходить;- эмоциональная – запоминание чувств и эмоций и последующее их воспроизведение;- образная – память на представления. С помощью такой памяти человек запоминает картины природы, жизни, запахи, вкусы, ощущения;- словесно-логическая – так называют процессы запоминания и воспроизведения мыслей.
8
По характеру целей деятельности память бывает:- произвольная – когда человек запоминает какую-то информацию намеренно (например, заучивает стихотворение);- непроизвольная – спонтанное запоминание. Кстати, непроизвольная память сохраняет в разы больше информации, чем произвольная.
9
По продолжительности хранения информации память может быть:- долговременная;- кратковременная;- оперативная.Долговременная память – это запоминание информации на длительный срок, а кратковременная – на какой-то небольшой отрезок времени. Временные рамки обоих процессов очень индивидуальны. Оперативная память – это память, обслуживающая текущую деятельность человека. В этом смысле ее можно сравнить с оперативной памятью компьютера.