Инструкция
1
Культура – чрезвычайно широкое понятие, включающее в себя все, что было создано, создается сейчас и будет создано в процессе материальной и духовной деятельности человеческих сообществ. Культура включает в себя и сферу ценностей, и уровень технологического развития цивилизации, и верования, и искусство, и специфику социального поведения. Поэтому наука о культуре – культурология – сразу возникла на стыке наук, область которых так или иначе связана с представлениями о культуре – философии, антропологии, лингвистики, истории, искусствоведения, психологии. Объектом исследования в культурологии является достаточно широкий круг гуманитарных и социальных явлений и проблем, изучение которых невозможно в рамках отдельных дисциплин.
2
Культурология рассматривает культуру как целостность, в рамках которой возможно выделение определенных систем и подсистем – экономической, политической, строительной культур, повседневно-бытовой культуры, художественной и т.д. Эти системы взаимосвязаны друг с другом и взаимозависимы. Поэтому культурологии понадобился комплекс специфических методов исследования – так называемых «трансдисциплинарных» – в которых методологический аппарат одних дисциплин используется в контексте других, зачастую весьма далеких друг от друга. Так, например, в культурологическом анализе символического обмена методы экономического и социологического анализа вполне успешно используются в контексте искусствознания.
3
Выделяют три направления культурологического знания: гуманитарное, социально-научное и прикладное.Для гуманитарного направления характерно использование методов описания культурных явлений и их интерпретации (философской, искусствоведческой, исторической и т.д.). Социально-научное направление пользуется экспериментом, методом наблюдения - и объясняет полученные данные (с позиции социологии, антропологии, психологии и т.д.) Эти два направления являются основой фундаментального кульутрологического знания. Прикладное направление вычленяет из целостности культуры определенные ее системы и подсистемы (экономическая, политическая, повседневно-бытовая и т.д.) и определяет направления их развития, прогноза, проектирования и изменения актуальных социокультурных процессов.