Совет 1: Что такое социализация

Термин «социализация» чаще всего используется в психологии и педагогике и означает процесс присвоения человеком правил, норм и принципов поведения в обществе. Это понятие можно сравнить с русским словом «воспитание». Но между ними существуют различия, которые состоят в намеренности действий: если социализация предполагает спонтанное развитие, то воспитание – это сознательные, направленные на привитие человеку определенных черт и свойств действия.
Инструкция
1
Научное определение социализации гласит: это процесс развития и становления человека в обществе, при котором он усваивает нормы, установки, ценности и образцы поведения, принятые в данной социальной группе. Как стихийно происходящее явление, она проходит во время общения и совместной деятельности в определенной среде.
2
Социализация человека начинается почти с самого рождения, а заканчивается процесс усвоения общественных норм примерно в период достижения гражданской зрелости. Хотя далеко не всегда знание и принятие своих прав и обязанностей означают полное окончание социализации, по некоторым аспектам она продолжается всю жизнь. Это обусловлено тем, что нормы общества могут изменяться, а также тем, что человек может входить в новые социальные сферы и принимать на себя новые общественные роли.
3
Основы социализации закладывает семья, с нее начинается этот процесс. К сожалению, долгое время роль этого института в формировании поведения человека в обществе принижалась и часто не учитывалась вообще. На самом деле именно семья имеет важнейшее значение в создании представления личности о Родине, об обществе и принципах построения жизни. Далее усвоение норм и правил продолжается в школе, параллельно включаются другие инструменты социализации, в том числе средства массовой информации, трудовая и общественно-политическая деятельность.
4
Социализированный человек должен не просто обладать знаниями о правилах поведения в обществе, но и превратить их в убеждения, которые выражаются в практических действиях. Поэтому этот процесс дает различные результаты даже у братьев и сестер, выросших в одной семье и учившихся в одной школе: одинаковые знания под воздействием характера, психических возможностей и других факторов приводят к формированию различных убеждений, которые в свою очередь определяют поведение.
5
Социализация выполняет в обществе еще одну важную задачу помимо интеграции индивида в общество: она сохраняет общество, позволяя передавать культуру поколений через сформировавшиеся убеждения. Этот процесс включает в себе преемственность, передачу и сохранение опыта. Таким образом новые поколения могут решать возникающие экономические, политические, социальные и духовные проблемы общества.

Совет 2: Что такое социализация индивида как процесс

В каждую эпоху перед обществом встает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную структуру. Действующим механизмом этого включения является процесс социализации.
Социализация личности – это процесс вхождения индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения как в самой структуре общества, так и в структуре личности. В результате данного процесса человек усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

Социализация должна начинаться в детстве, когда человеческая личность уже активно формируется. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя многие взрослые иногда сознательно ищут уединения и самоизоляции на некоторое время, предаются углубленным размышлениям и созерцанию.

Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они вполне способны не погибнуть духовно и социально. А бывает, преодолевая трудности, они даже и развивают свою личность, открывают в себе новые грани.

Поскольку на протяжении жизни людям приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т. п. Понятие «социализация» объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

Процесс социализации проходит фазы, которые связаны со стадиями жизненного цикла человека. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации, можно выделить начальную, или раннюю социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, зрелую социализацию, охватывающую два других периода. Как и процесс самоидентификации, социализация не знает завершения, продолжаясь в течение всей жизни.

В традиционных обществах подготовка к взрослой жизни была непродолжительной: в 14—15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью. Детство получило признание в Европе в средние века, а отрочество — только в 20 веке. Совсем недавно самостоятельной стадией жизненного цикла была признана юность (молодость).

Таким образом, подготовка к самостоятельной жизни сегодня стала не только более продолжительной, но и более сложной. Дать полноценное образование всем желающим из любого социального слоя человеческое общество смогло только в 20 веке. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого ресурсы.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500