Совет 1: Что такое числительное

Пять, пятый, пятеро, пятерка - все эти слова обозначают число. Но все ли они действительно являются числительными? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прежде всего разобраться с тем, что такое имя числительное.
Во всех учебниках русского языка можно прочитать, что имя числительное - это самостоятельная знаменательная часть речи, которая может обозначать число, количество предметов и их порядок при счете. В зависимости от значения, все числительные делятся на два разряда: количественные и порядковые.Как следует из названия, количественные числительные означают отвлеченные числа (шесть разделить на три) и количество предметов (четыре стула) и отвечают на вопрос «сколько?». Среди них различают три типа: целые (два), дробные (две третьих) и собирательные (оба, двое, трое, восьмеро, десятеро). Обратите внимание, что к количественным числительным относятся слова: один, два, оба, полтора, тысяча, миллион, миллиард.Порядковые числительные означают порядок предметов при счете (десятый, двадцать пятый) и отвечают на вопрос «какой?».Из приведенных примеров ясно, что числительные могут также различаться по своей структуре: некоторые состоят только из одного слова (их называют простыми, например: один, пятьдесят, девятнадцать, шестеро), другие же пишутся с пробелами (составные: две тысячи одиннадцатый, шесть целых одна вторая).Согласно школьной грамматике, не являются числительными:- существительные половина, четверть, треть, пятерка, десяток, сотня и др;- наречия много, мало;- местоимения сколько, столько, несколько.Некоторые трудности вызывает и слово «один», т.к. оно может быть не только числительным, но и местоимением. Рассмотрите такие случаи:- «Одни пойдут налево, другие – направо» («одни» в значении «некоторые» - неопределенное местоимение);- «Ключи лежат в одном кармане» («в одном» значит «в каком-то» - неопределенное местоимение);- «Сегодня пойдем к одному, а завтра к другому» («к одному» значит «к этому» или «к тому» - указательное местоимение).Наконец, слово «один» может также выступать в качестве частицы: «В комнате были одни юноши» («одни» значит «только» - ограничительная частица). Таким образом, для того чтобы не ошибиться в определении частиречной принадлежности подобных слов, нужно всегда смотреть на то, что именно они обозначают в конкретном предложении.

Совет 2: Числительное как часть речи

Числительное представляет собой самостоятельную часть русского языка, определить которую достаточно просто, задав вопросы «сколько», «который» или «какой». В школьных учебниках числительное изучается сразу после существительных, глагола и прилагательного.
В рамках данной группы слов выделяются три лексико-грамматического типа – количественные числительные, отвечающие на вопрос «сколько» (к примеру, шесть, тринадцать, сто восемьдесят и другие); собирательные (например, трое или десятеро) и порядковые числительные, отвечающие на вопрос «который» - второй, четвертый, десятый.

Количественные числительные

Данная группа является наиболее распространенной и часто употребляемой. Внутри нее выделяются две группы слов – опеределенно-количественные (десять, сто и другие) и неопределенно-количественные (немного, сколько-то, несколько).

Оба типа числительных имеют количественно-числовое выражение с двумя частными значениями: количественным, означающим количество, как признак того или иного предмета, а также числовым – и определенное (два, три), и отвлеченное (шесть делится на два без остатка, несколько и прочее).

Важно помнить и тот факт, что только группа определенно-количественных числительных обладает счетно-порядковым значением, символизирующим порядковое место того или иного предмета – десятый дом, пятый вагон, девятая квартира.

Согласно правилам правописания количественных числительных, необходимо знать еще одно типовое разделение – простые (четыре или десять), сложные (девяносто или пятьсот) и составные (тридцать восемь тысяч двадцать пять или 38025).

Несколько правил правописания количественных числительных

Необходимо помнить, что у числительных «пятнадцать», «тридцать» и других подобных в конце всегда пишется мягкий знак, как и у слов «семьдесят» или «восемьдесят».

Сложные слова – пятнадцать или восьмисотый – всегда пишутся слитно, а составные – «двадцать пять» или «четыреста двадцать» - всегда раздельно.

Числительные с «- тысяча -» всегда склоняются, как существительные женского рода, а с « - миллиард - » или « - триллион - » - как мужского рода.

Отдельные правила действуют в отношении числительных «оба» и «обе», которые склоняются по-разному:
- оба: обоих, обоим и обоими;
- обе: обеих, обеим и обеими.

Другие типы числительных, используемые в русском языке

Порядковые – второй, десятый, тридцать девятый.

Собирательные – четверо мужчин, двадцать человек и сорок кошек.

Мультипликативные, считающиеся наименее часто употребляемыми – двойной, пятикратный и другие.

Счетные – троичный, пятнадцатиричный.

Дробные – четыре десятых, пять сотых.

Неопределенно-количественные – немного, сколько-то, несколько.
Видео по теме
Видео по теме
Источники:
  • Е. И. Литневская Русский язык
  • Академическая грамматика русского языка
  • Портал "Грамота"
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500