Совет 1: Что такое компетентность

Часто в деловых кругах, да и просто в разговоре с обычными людьми, можно услышать, как о каком-то человеке говорят: «Он компетентен в данном вопросе». Так что же такое компетентность, и какого человека можно назвать компетентным?
Если говорить простым языком, то компетентность – это совокупность опыта, знаний и понимания в предмете разговора или некой сфере деятельности. При этом человек может абсолютно ничего не понимать в других сферах, но в своей он профи, знающий все детали и тонкости. Есть люди, которые много знают и могут рассказать обо всем на свете, а есть люди компетентные. К кому же из них на самом деле стоит прислушиваться, и кого просить о совете? Конечно же, обращаться всегда нужно только к компетентному человеку. Но перед тем как это сделать, разберитесь, кто есть кто. Ведь не всегда, оказывается, просто отличить одного от другого. Человек, который много знает, после получения вопроса, а может и до него, начнет вам рассказывать все, что у него на эту тему имеется в памяти. Такого болтуна легко отличить по нескольким признакам. Во-первых, он знает все обо всем. Во-вторых – все его знания обычно произносятся от имени авторов и источников, из которых он об этом узнал. Хотя бывают и такие, которые говорят очень уверенно, так, как будто бы все это их собственный опыт. И здесь нужно быть очень осторожными, так как такие «книжные» советы могут навредить больше, чем помочь.Компетентный же человек, если вы подошли к нему впервые, чаще всего внимательно выслушает вопрос до конца, поинтересуется, что вы хотите получить в результате. Возможно, он задаст уточняющие вопросы. И только после этого этот человек поможет разобраться в вопросе и решить поставленную задачу или даст конкретный совет. Конечно же, это при условии, что вопрос будет адекватным, а сами вы приложили или прилагаете какие-то усилия для того, чтобы в нем разобраться. Еще одним хорошим признаком компетентности человека в какой-либо сфере являются его достижения. Хотите узнать, почему у некоторых людей многие проблемы не решаются? Понаблюдайте за ними и увидите, что они просто советуются не с теми людьми. А выход из ситуации часто оказывается очень простым. Если нужен правильный совет – нужно идти за ним к людям, которые своими достижениями, а не словами, доказывают в нем свою компетентность.

Совет 2: Что такое компетенция

Слово «компетенция» происходит от латинского глагола «соmpeto» - добиваюсь, соответствую. Компетенция - это способности, знания, умения, навыки специалиста, благодаря которым он решает какие-либо задачи или достигает желаемых результатов.

При оценке персонала под компетенцией понимают формальные требования к личностным и профессиональным качествам сотрудников. В компании прописываются определенные наборы ключевых компетенций для разного персонала, состоящие обычно из 5—9 признаков. Они служат основой для принятия управленческих решений при назначении на должность или отказе. В юриспруденции этим термином обозначают круг юридически установленных полномочий конкретного органа или должностного лица. Типы компетенций: - профессиональные (относятся к конкретному технологическому процессу); - надпрофессиональные (относятся к различным элементам трудовой среды - эффективному взаимодействию с другими работниками, умению осуществлять и совершенствовать свою трудовую деятельность); - ключевые, или базовые (необходимы для получения новых знаний, адаптации к новым требованиям и ситуациям). Ключевая компетенция в свою очередь подразделяется еще на несколько видов. Коммуникативная компетенция - умение общаться и любить это делать. Не обязательно знать все, часто бывает достаточно знать человека, который знает ответ на нужный вопрос. Коммуникативно компетентный человек с легкостью налаживает связи, набирая социальный капитал. Информационно-коммуникационная компетенция - это продолжение или дополнение коммуникативной компетенции. Только вместо знакомства с нужными людей здесь выступает умение находить нужные ответы в информационных источниках - интернете, прежде всего. Современные средства связи предоставляют огромный выбор возможностей. Социальная компетенция - это знание законов, обычаев общества, умение жить в нем. Самоменеджмент - это умение управлять собой и своей жизнью. Термин «компетенция» был впервые использован американским социологом Р. Уайтом в 1959 году. Он обозначил компетентность как эффективное взаимодействие личности с окружающей средой. В начале 70-х годов 20 века были проведены первые серьезные исследования по разработке компетенций. В то время подбор сотрудников традиционно осуществлялся экзаменационным путем - проверялось знание общеобразовательных предметов, истории Америки, правил английского языка и некоторых экономических знаний. Но в подобном подходе имелись серьезные недостатки - тесты с трудом проходили языковые меньшинства, кроме того, набранные баллы не гарантировали успех. Дэвидом МакКлелланд разработал концепцию поведенческой компетенции, которая определяла поведение успешных руководителей. Был составлен список из 19 общих компетенций. В 1989 году были определены модели компетенций предпринимателей, продавцов, служащих разных организаций. Примеры менеджерских компетенций - оказание влияния, аналитическое мышление, ориентация на достижение, уверенность в себе, командная работа, сотрудничество и другие. Конечно, идеальных сотрудников, у которых все компетенции будут гармонично развиты, практически не найти. В случае неравномерного развития, одни компетенции могут дополняться другими. При помощи системы компетенций решаются такие задачи, как подбор персонала, оценочные мероприятия, адаптация новых сотрудников, мотивационные программы, формирование кадрового резерва, обучение и развитие сотрудников, развитие корпоративной культуры. Для оценки компетенций используются профессиональные и психологические тесты, проективные методики, групповые дискуссии, деловые игры и другие мероприятия.

Источники:
  • Ключевая компетенция
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500