Совет 1: Как стимулировать речь ребенка

Мозг ребенка – уникальная система, с легкостью воспринимающая и анализирующая любую информацию. За первые годы жизни ребенок осваивает сложнейшие задачи, и умение говорить – одна из них. В наших силах помочь ему в этом, тем более, что для этого нужно лишь больше общаться.
Инструкция
1
Говорите с ребенком. Многие родители чувствуют себя неуверенно, когда им нужно общаться с малышом, который еще не разговаривает. На самом деле, задолго до того, как они сами начнут говорить, дети отлично понимают смысл сказанного по интонации и знакомым словам. Таким образом они пополняют свой пассивный словарный запас. Общаясь с ребенком, комментируйте свои действия, рассказывайте ему обо всем, что его окружает на улице и дома. Старайтесь говорить не спеша и четко, выбирайте простые слова и фразы.
2
Играйте в игры со звуками. Когда малыш только начинает произносить свои первые звуки, отвечайте ему. Повторяйте звуки, улыбайтесь, говорите с ним – дайте ему почувствовать удовольствие от общения. Хорошо стимулируют речь разнообразные детские стихи и песенки, а также игры, где речь сопровождается действиями, такие как «Сорока-ворона кашу варила…», «Поехали-поехали в лес за орехами…» и многие другие.
3
Читайте ребенку вслух. Чтение вслух выручает родителей, которым сложно разговаривать с малышом. Старайтесь сделать свое чтение выразительным: изображайте голоса разных животных, делайте паузы, передавайте голосом настроение. Если малыш не настроен слушать подолгу а стремится быстрее перевернуть страничку, выбирайте книги с яркими иллюстрациями и просто рассказывайте ребенку, что происходит на картинках. При этом старайтесь сфокусировать его внимание на изображении хотя бы ненадолго, указывайте пальцем на то, о чем говорите.
4
Когда малыш начнет разговаривать, поддерживайте его в этом. Реагируйте на его слова, пытайтесь понять, что он говорит. Как правило, родители которые много времени проводят с ребенком, через 2-3 недели общения начинают понимать малыша, даже если он говорит довольно непонятно.
5
Будьте терпеливы. Все дети развиваются в своем ритме, и многие подолгу накапливают словарный запас прежде чем начинаю говорить. Если вас что-то беспокоит, проконсультируйтесь с врачом, но только не создавайте вокруг этого визита нездорового ажиотажа.

Совет 2: Профилактика ЗРР у ребенка

Задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка – это темповое речевое отставание, при котором малыш развивается нормально, однако становление его речи запаздывает. Чтобы этого не произошло, необходимо проводить своевременную профилактику ЗРР.

Сроки развития речи у детей

Родителям должны быть известны нормативы сроков развития речи у детей. Уровень развития ЦНС ребенка отражают его сон, крик, движения. Если развитие малыша происходит нормально, в 10-14 недель у него должна появляться непроизвольная улыбка, в 2-3 месяца присутствовать улыбка на родное лицо, в 4-6 месяцев – избирательная улыбка (на голос).

После 4 месяцев ребенок начинает слышать речь и издает звуки. В полгода он должен произносить больше четырех слогов подряд. Нормально развивающийся малыш произносит первые слова в 9-10 месяцев. В 1 г и 3 мес он использует некоторые аморфные слова, которые играют роль предложений (например, «ням-ням»). В 1,5 года в его предложения могут включаться уже два аморфных слова (например, «няня-бух»). В 1 г 10 мес - 2 г ребенок начинает говорить «Я». Трехлетний малыш в норме строит развернутые фразы, задает вопросы, комментирует свои действия.
Ребенок, имеющий задержку развития, плохо реагирует на общение со взрослыми, не различая «своих» и «чужих».

Методы профилактики диагноза ЗРР у малышей

Речевая деятельность является результатом работы некоторых областей головного мозга, которые подают команды на речевые мышцы. Способность свободно владеть мускулатурой органов речи развивается у ребенка постепенно, однако нельзя пускать этот процесс на самотек. С профилактической целью, начиная с раннего детства, нужно проводить специальную гимнастику для укрепления мышц и на выработку полноценных движений органов артикуляционного аппарата.
Для психического развития ребенка наиболее благоприятен физический контакт с матерью.

Для стимуляции голосовых реакций у младенца, мать должна через определенные интервалы произносить одни и те же протяжные звуки. На бессознательном уровне малыш повторяет эти звуки и движения губ. Для профилактики задержки речевого развития уже с 4 месяцев нужно начинать гимнастику губ малыша. Для этого необходимо сблизить его губки и растягивать в стороны, до сопротивления. Следует побуждать малыша тянуться к пище, соске. Также нужно стимулировать жевательные движения, для этого следует положить пальцы под подбородок малыша и подталкивать нижнюю челюсть вверх и вниз. Длительность занятий не должна превышать 5-10 минут.

Упражнения для укрепления мышц артикуляционного аппарата должны быть простыми: «улыбка» (малыш улыбается), «забор» (зубы должны сомкнуться, рот улыбается), «прятки с губами» (прячется сначала нижняя, затем верхняя губа), «блинчик» (плоский язык должен лежать на нижней губе). Будет полезно попросить малыша подуть на воду, подуть на елочный «дождик» или через трубочку в стакан с водой. Необходимо также включать в занятия упражнения на развитие меткой и общей моторики. Для этой цели лучше использовать игру.
Видео по теме
Полезный совет
Превращайте обучение в игру и не нервничайте, если малыш отказывается вас слушать или отвечать.
Слушать аудиосказки полезно, но недостаточно для развития речи. Непосредственное общение намного важнее!
Многие родители стараются переходить на язык ребенка, безусловно, из лучших побуждений. Но не слишком увлекайтесь детским лепетом: «афка» вместо собаки и «бибика» вместо машинки уместны из уст ребенка, но не взрослого. Пусть ваш малыш слышит правильную речь и тогда он быстрее научиться говорить.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500