Совет 1: Как сделать курай

Курай - это не только крайне полезное лекарственное растение, оно также может издавать удивительной красоты музыку. Это растение имеет полый стебель, когда его прогрызают черви, отверстия под воздействием ветра начинают звучать. Легенда гласит, что один юноша, услышав эти чудесные звуки, пошел им навстречу и увидел издающие их растения. Он приложил одно у губам и заиграл, с тех пор курай используют в качестве музыкального инструмента.
Инструкция
1
При изготовлении курая не используйте молодые растения, подождите до конца лета - начала осени, так как стебли должны основательно окрепнуть. Срезайте растения следующим образом: обхватите стебель руками, отмерьте 8-10 раз ширины ладони, а потом режьте. Затем хорошенько просушите заготовки в защищенном от солнечных лучей месте и сделайте пять отверстий. Отверстия прорезайте снизу, одно на расстоянии двух пальцев, еще три на расстоянии двух пальцев и последнее на обратной стороне. Длину курая делайте от 570 мм до 810 мм. Также принимайте во внимание следующий момент: стенки растения должны быть не слишком толстыми, в противном случае вы не сможете добиться качественного звука во время игры. В древние времена мастерам удавалось обмануть природу, они подрезали курай прямо во время его цветения, а потом засыпали в его стебель мелкий песок, как результат, стебель получался твердым и достаточно тонким.
2
В музеях встречаются кураи, изготовленные из различных металлов. Стоит отметить, что истинные знатоки не одобряют образцы из железа, алюминия, меди, они даже утверждают, что подобные инструменты могут быть вредны для здоровья человека. Хотя в древние времена зачастую изготавливались кураи из драгоценных металлов, это считалось престижным. Современные башкирские музыканты используют в своем арсенале кураи из дерева, но настоящие ценители по-прежнему считают растительный инструмент вне всякой конкуренции.
3
Следует учитывать и тот факт, что искусство игры на курае требует умения играть так называемым грудным голосом. Легкий свист - это только для новичка, профессионал же должен исполнять мелодию очень нежно и проникновенно, но в то же время звучно, музыка должна производить мощное воздействие на слушателей. Если вы слушаете звуки курая на природе, среди гор, то обязательно ощутите, насколько гармонично этот инструмент сливается с окружающей природой, он будто бы становится ее неотъемлемой частью.

Совет 2: Что такое курай

Курай – музыкальный духовой инструмент, распространенный в культуре народов Башкирии и Татарстана. В этих российских республиках существуют несколько его разновидностей, в зависимости от конструкционных особенностей, а также материала изготовления инструмента. Согласно классификации Хорнбостеля-Закса (принята в музыкальном мире и разработана в начале XX века), курай относится к аэрофонам и подгруппе флейтовых.
Инструкция
1
Правило флейтового построения курая не является строго обязательным, так как в Башкирии распространена и другая его разновидность – язычковый музыкальный инструмент с бьющимся подвижным «язычком». Приняты два типа длины курая – 120-180 миллиметров и 450-1000 миллиметров, в зависимости от которых инструмент приобретает те или иные динамические возможности, а также издает различное звучание и имеет различный тембр. В Башкирии и Татарстане также принято изготавливать их из срезанных и предварительно высушенных стеблей уральского реброплодника. Но сейчас эта норма уже не соблюдается так строго, так как допускается применение строганного шпона или даже металла.
2
Курай в культуре двух народностей является неотъемлемым атрибутом не только сольного исполнения, но и выступления музыканта в составе ансамбля или этнического оркестра. Кстати, жители традиционных татарских деревень также называют этот музыкальный инструмент сыбызгой – термином, под которым объединяются практически все духовые.
3
Диаметр флейты-курая обычно составляет порядка 20 миллиметров, в нем 5 отверстий с шириной в 5-15 миллиметров. Причем 4 из них располагаются на лицевой стороне музыкального инструмента, а 1 – на его тыльной стороне. В зависимости от расположения отверстий различаются следующие вариации традиционного курая:
- «копшэ курай», который представляет собой открытую продольную флейту только с двумя отверстиями;
- «агач курай» (дословно «деревянный курай») свисткового типа, изготавливающийся из веточек орешника, калины или клена, с длиной в 250-300 миллиметров и возможным числом отверстий в 4-6 штук;
- медный курай, устроенный по типу щелевой свистковой флейты, из латуни, с длиной в 260-265 миллиметров и 7 отверстиями;
- «казан курай» (или «казанский курай»), сконструированный по принципу свистковой флейты продольного типа. Обыкновенно он очень длинный – 580-800 миллиметров, а также с вариаций отверстий – от 2 до 7;
- «ногайский курай» с длиной в 690-775 миллиметров и 2 отверстиями, который считается женским музыкальным инструментом;
- простой курай из соломки, относящийся к подгруппе язычковых и изготавливаемый из соломы злаков. Его традиционная длина – 120-180 миллиметров.
4
С 1998 года в Башкирии функционирует Союз кураистов Республики, который прекращал свою деятельность на 4 года с 2003 по 2007-ой, но затем возобновил ее вновь. Специалисты данной этнической организации борются за сохранение духовного и культурного наследия народов Поволжья.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500