Совет 1: Как составить характеристику группы

Конкурсы среди образовательных учреждений проводятся постоянно. Результатом нередко становится получение гранта на развитие, то есть садик или группа получают возможность закупить новые пособия или оборудование для работы по конкретной программе. Для успешного участия в конкурсе необходимо хорошо представить свою работу. По условиям может потребоваться характеристика группы.
Вам понадобится
  • - методические разработки;
  • - данные диагностики детей по разным направлениям деятельности группы;
  • - данные о возрасте, состоянии здоровья и социальном положении детей.
Инструкция
1
Соберите необходимые данные. Сведения о возрасте детей есть у воспитателя, он же должен знать и социальное положение каждого ребенка. Данными о состоянии здоровья располагает медсестра садика. В характеристике нет необходимости указывать данные персонально на каждого ребенка, нужно только процентное соотношение. Если вы пишете характеристику группы для участия в конкурсе по определенному направлению ее работы, возьмите данные начальной и итоговой диагностики по данной тематике. Они тоже есть у воспитателей.
2
Напишите «шапку». Вверху пишется слово «характеристика», чуть ниже — на кого она составлена. Например, «характеристика на среднюю группу детского сада Солнышко». Для участия в муниципальном конкурсе других данных об образовательном учреждении обычно не требуется. Если же вы собираетесь посылать документы в областной комитет образования или даже в Министерство, тогда необходимо указать еще населенный пункт, район и область.
3
Расскажите, в каких условиях работает группа. Коротко опишите детский сад. Укажите его тип и направления работы. Ответьте на вопросы, в каком здании он находится, есть ли там физкультурный и музыкальный залы, какие еще помещения для специализированных занятий имеются, есть ли охрана, располагает ли ваша группа собственным участком для прогулок, могут ли ваши воспитанники пользоваться общей спортивной площадкой, оранжереей и другими сооружениями на территории.
4
Опишите групповую комнату. Отметьте, из каких помещений она состоит, есть ли отдельная спальня, игровая и столовая или какие-то функции совмещаются в одной комнате. Расскажите о делении на функциональные зоны, о специализированных уголках для разных видов деятельности. Если вы работаете по инновационной программе, опишите, какие условия созданы для успешной ее реализации.
5
Дайте характеристику детям. Укажите их возраст, расскажите о социальном положении. Отметьте, есть ли ребятишки с нарушениями здоровья и сколько их. Какая работа проводится, чтобы сохранить здоровье детей? Применяют ли воспитатели сберегающие здоровье образовательные технологии? Расскажите об уровне развития детей, о соответствии их знаний, умений и навыков требованиям государственной «Программы воспитания в детском саду». Для участия в конкурсе по определенному направлению охарактеризуйте уровень развития детей до начала работы по данной методике и через некоторое время. Используйте для этого данные диагностики.
6
Расскажите о воспитателях, которые работают с данной группой. Укажите уровень их образования, квалификацию, достижения в работе по данной программе. Как правило, есть и другие сотрудники, которые занимаются с данной группой. Обычно это музыкальный и физкультурный руководители. Во многих садах есть психологи. В специализированных садиках с детьми занимаются логопеды, сурдо-, тифло- и олигопедагоги. Это также необходимо упомянуть в характеристике группы.
7
Требования к оформлению обычно указываются в условиях конкурса. Они могут быть не особенно жесткими. В этом случае наберите ее на компьютере так, чтобы было удобно читать. Лучше всего это сделать 14 кеглем через полтора интервала и выровнять по двум сторонам. «Шапку» выровняйте по центру. Распечатайте характеристику, поставьте дату и скрепите написанное подписью с расшифровкой и печатью.

Совет 2: Как написать характеристику группы

План характеристики социальной группы составляется с учетом целей исследования и типа группы. Поэтому вариаций на эту тему может быть множество. Однако существует стандартный набор параметров, который можно использовать как основу и наполнять его особым смыслом в каждом конкретном случае работы с группой.
Инструкция
1
Прежде всего определите состав группы. То есть опишите всех ее участников. В зависимости от того, с какой целью вы составляете характеристику, важным может оказаться возраст людей, их пол, социальный статус, увлечения или совокупность подобных признаков.
2
Опишите статус и роль каждого индивида. Статус складывается из характерных черт человека и его действий в пределах группы. Посмотрите, как статус воспринимается другими членами группы, какие ожидания вызывает. Роль – понятие не такое статичное. В зависимости от ситуации роль, то есть конкретные действия человека, могут меняться в силу необходимости.
3
Чтобы узнать, как взаимодействуют все названные люди в пределах одной группы, нужно рассмотреть ее структуру. Структур может быть несколько. Описывая структуру коммуникации, отметьте, как выстроено взаимодействие между членами группы. Структура власти указывает на то, кто кому подчиняется, как организована работа лидера и на чем основано его влияние на остальных. Если у данной общности людей есть цель, они выполняют одно дело, можно проанализировать функции каждого и успешность группы в целом. Эмоциональная структура может рассматриваться и автономно, и во взаимодействии со всеми существующими в группе структурами.
4
Затем выделите и проанализируйте групповые процессы. Посмотрите, насколько четко и результативно они протекают, как организуют функционирование группы. Все процессы необходимо рассматривать в динамике, с учетом развития группы с течением времени.
5
Общее существование людей не могло бы проходить без системы норм и ценностей. Это еще один пункт в анализе. В качестве принятых в группе норм могут быть как традиционные для общества, так и противоречащие им установки. Сформулируйте как можно точнее нормы, которые вы заметили на данном этапе существования группы. Сравните их с теми, что были во время «притирки» людей друг к другу. Проанализируйте, как состав и цели группы повлияли на нормы и насколько устойчивы общие правила на сегодняшний день.
6
Нормы и правила поведения основаны на ценностях. Опишите те, что приняты в группе. Понаблюдайте за людьми и выясните, все ли члены группы принимают их, как ведут себя несогласные с общими ценностями. В связи с нормами и ценностями проанализируйте систему поощрений и наказаний, которая установилась в данной общности.
Видео по теме
Источники:
  • "Социальная психология", Г.М. Андреева
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500