Совет 1: Как определить породу дерева

Древесина представляет собой натуральный материал, органического происхождения, который обладает целым спектром разнообразных свойств. Качественные характеристики древесины меняются в зависимости от ее породы и различных условий произрастания. Для того чтобы определить породу дерева, достаточно лишь внимательно изучить образец этого материала.
Инструкция
1
Основными признаками для определения породы дерева является ширина заболони, наличие ядра, различные степени видимости годичных слоев, резкость перехода от самого ядра к заболони, размеры и наличие сердцевидных лучей, наличие смоляных ходов, их количество и размеры, а так же диаметр сосудов древесины. К дополнительным признакам можно отнести блеск, цвет, запах, текстуру, форму и количество сучков.
2
У таких спелодревесных пород деревьев как пихта, ель, бук и осина, центральная часть ствола заметно отличается от периферической наименьшим содержанием влаги, но по цвету отличить практически невозможно.
3
От ширины годовых колец зависят его механические свойства, а не только внешний вид. Самой лучшей древесиной среди хвойных деревьев считается та, у которой слои наиболее узкие. Сосна с красноватой древесиной и узкими годичными слоями называется среди мастеров рудовой и очень высоко ценится. Сосна с широкими кольцами называется мяндовой, но ее прочность намного ниже предыдущей.
4
Если вы внимательно присмотритесь к торцевому разрезу лиственных деревьев, то сможете различить темные или светлые точки, это, так называемые, сосуды дерева. У ясеня, дуба и вяза крупные сосуды располагаются в три ряда в районе ранней древесины, образуя темные кольца в каждом годичном слое. Именно поэтому данные виды деревьев принято называть кольце-сосудистыми. Они имеют прочную и тяжелую древесину.
5
У осины, березы и липы сосуды едва различимы, очень мелкие. Такие виды деревьев называются рассеянно-сосудистыми. У яблони, клена и березы древесина твердая. А у осины, липы и ольхи – мягкая структура.

Совет 2: Как определить древесину

Определить породу дерева по листьям, коре, стволу или веткам довольно просто. Однако резчикам по дереву нередко приходится иметь дело с заготовками в виде окоренных коряг, досок и брусков. В этом случае определить древесину можно, только внимательно изучив ее структуру. Разумеется, имеет значение и опыт обращения с самыми разными породами деревьев.
Вам понадобится
  • - ножовка;
  • - острый нож;
  • - увеличительное стекло;
  • - наждачная бумага;
  • - кисточка;
  • - чистая вода.
Инструкция
1
Подготовьте образец для изучения его структуры. Для этого ножовкой отпилите от бруска или доски кусок древесины. Возможны три разреза: торцовый (поперечный), тангенциальный (продольный) и радиальный. Последний вид разреза можно получить, распилив дерево точно через сердцевину.
2
Срезы тщательно обработайте вначале крупнозернистой, а затем мелкозернистой наждачной бумагой. В результате поверхность древесины должна быть гладко отшлифована.
3
Приготовьте лупу с сильным увеличением, емкость с чистой водой и кисточку.
4
Осмотрите вначале сердцевину фрагмента древесины. Диаметр центральной части у лиственных пород существенно больше, чем у хвойных. Торцовая часть ольхи имеет форму треугольника, у ясеня сердцевина напоминает квадрат, у тополя она имеет пятиугольную форму. Своеобразна сердцевина дуба – она похожа на пятиконечную звезду.
5
Обратите внимание на годичные слои (кольца), являющиеся характерным признаком многих пород. У можжевельника, к примеру, кольца имеют вид волнистых замкнутых линий. Однако в редких случаях такое же строение имеют слои у других пород, если дерево произрастало в аномальных условиях.
6
Если вы уверены, что перед вами образец лиственной породы, присмотритесь к темным и светлым точкам на торцевом срезе. Это сосуды, которые у дуба и вяза, например, располагаются в два или даже три ряда, образуя хорошо видимые кольца. Липа, осина и береза имеют, напротив, очень мелкие и неравномерно расположенные сосуды.
7
Изучите сердцевинные лучи, расположенные на торце образца. Обычно это светлые полоски, идущие веером от сердцевины к коре дерева. Чтобы лучи лучше проявились, смочите их чистой водой, используя кисть. У всех хвойных пород деревьев сердцевинные лучи узкие, они почти незаметны невооруженным глазом. Дуб и бук имеют широкие лучи. А вот у ольхи они только кажутся большими, но при осмотре через увеличительное стекло здесь можно увидеть пучки тонких лучей, собранных воедино.
8
Напоследок оцените прочность кусочка древесины, сделав надрез острым ножом. Древесина ясеня, дуба и вяза более тяжелая и прочная. Клен, береза и ясень также обладают высокой твердостью, в отличие от более мягких пород – осины, липы или ольхи.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500