Совет 1: Как перестать картавить

Картавить - значит произносить неправильно или не выговаривать букву «р». Часто дети имеют проблемы с произношением тех или иных букв, но с возрастом этот вопрос решается сам собой или с помощью специалиста-логопеда. Однако некоторые и во взрослом возрасте имеют неправильное произношение. Особенно это касается буквы «р», как одной из самых сложных в русском алфавите. К счастью, упражнения и настойчивость могут исправить этот небольшой недостаток.
Как перестать картавить
Инструкция
1
Многие люди, не выговаривающие букву «р», не переживают по этому поводу. Но есть и те, кто стремится к совершенству во всем, включая собственную речь. Если вы один из них, обратитесь к хорошему логопеду - специалисту, работающему с нарушениями речи. Он поможет вам в короткие сроки исправить недостатки в произношении, разумеется, при наличии должного усердия в вашей стороны.

2
Если вы не располагаете достаточным количеством свободного времени для посещения логопеда или предпочитаете самостоятельные занятия, вы вполне можете помочь себе, выполняя несложный набор упражнений. Эти упражнения разрабатывают речевой аппарат, мышцы губ и языка, вырабатывают нужные навыки произношения. Их можно найти в учебниках по логопедии и в интернете.

3
Вот основные упражнения на исправление буквы «р». Поочередно улыбайтесь и вытягивайте губы в трубочку, при этом можете произносить «и - у». Сделайте так несколько раз. Откройте рот, опускайте кончик языка к нижнему небу, затем поднимайте к верхнему (это упражнение называется «Качели»). Делайте такие движения языком из стороны в сторону, как будто вы чистите зубы. Открыв рот, поднимите кончик языка к верхнему небу и удерживайте несколько секунд («Лопатка»). «Грибок»: пусть ваш язык как будто прилипнет к верхнему небу. Щелкайте языком по верхнему небу (упражнение «Лошадка»). Обнимите верхнюю губу языком, словно облизываете вкусное варенье. Представьте, что сдуваете ватку с носа.

4
Отрабатывайте вибрацию и «рычание». Откройте рот и стучите кончиком языка по бугоркам рядом с верхними зубами, при этом произносите «д-д-д...». Постепенно переводите на «др-р-р-р...». Представьте, что заводите мотор: «тр-р-р-р...». В данном случае согласные «т» или «д» перед буквой «р» являются вспомогательными, т.к. часто сразу сложно начать «рычать». По мере тренировки можно будет обойтись без этого.

5
Когда рычание «др» и «тр» получается у вас достаточно хорошо, но сама буква «р» еще не выговаривается, начинайте читать предложения и стихи, где присутствует сочетание звуков «тр» или «др», например: матросы, трамвай, друзья, дрожжи. Затем переходите на стихи, где есть буква «р» в сочетании с разными другими. Вы можете читать и прозу. Не забывайте делать это каждый день, ведь самое главное здесь - упорство и желание. Психологический настрой очень важен. Вспоминайте, как кто-то произносит букву «р» и представляйте, что вы произносите ее также. Тогда вы рефлекторно будете пытаться повторить те же движения речевого аппарата, а это гораздо эффективнее, чем просто механически выполнять упражнения.

6
Тренируйтесь на скороговорках с буквой «р», например: «На дворе трава, на траве дрова», «Три вороны на воротах, три сороки на пороге» и т.д.

Совет 2: Как перестать картавить

Многие родители ошибочно полагают, что некоторые нарушения речи у ребенка могут пройти с возрастом. Конечно, иногда такое происходит, но чаще всего нужна помощь специалиста для устранения дефектов речи. Если взрослый человек решил исправить картавость, то это вполне реально, только нужна довольно большая сила воли и огромное терпение. У взрослого речевой аппарат уже привык произносить звук неправильно, но если очень постараться, то все получится. Делайте ежедневно следующие упражнения:

Как перестать картавить
Вам понадобится
  • напористость.
Инструкция
1
В течение 1-2 минут медленно проговаривайте три звука ДЭ ТЭ ЛЭ без остановок: ДЭ ТЭ ЛЭ ДЭ ТЭ ЛЭ…
Затем ускоряйте темп и проговаривайте те же звуки все быстрее и быстрее в течение 5-6 минут. Обратите внимание на произношение звука ЛЭ, запомните, что кончик языка при этом должен оказываться на бугорках, расположенных над верхними зубами. У Вас понемногу уже должен получаться звук «Р».
2
Теперь начинайте проговаривать немного измененные звуки: ДЭ ТЭ ДЭ. При этом первый звук ДЭ говорите, так, как привыкли его говорить, а второй ДЭ старайтесь произносить так, чтобы кончик языка оказался на бугорках над верхними зубами. Так этот звук произносят англичане.
Начинайте медленно и без остановок произносить звуки ДЭ ДЭ ТЭ ДЭ ДЭ ТЭ ДЭ ДЭ ТЭ… в течение 5-7 минут.
3
Затем ускоряйте темп, пока не услышите и не почувствуете четкий, настоящий звук «Р».
После этого произносите по 10 раз такие слова: ДРОТИК, ДРОТ, ДРОФА, ДРОБЬ, ДРОССЕЛЬ, ДРОВА, ДРОЖЬ, ТРОМБ, ТРОЛЬ, ТОЛЛЕЙБУС, ТРОСС, ВЕДРО, БЕДРО, ХИТРО, МЕТРО, МУДРО.
4
После того, как проговорили предыдущие слова, проговаривайте следующие слова: СТРОЙКА, ТРАМВАЙ, СТРИЖКА, СТРУЖКА, ТРЁШКА, РАДУГА, РАДОСТЬ, СТРАХ, ВЫГОВАРИВАТЬ, ПРАВИЛЬНО, РАЗБОЙНИК, РАЗРЯЖЕННЫЙ, ТАРХУН, БОРОЗДА, БОРТ, ПРИВЕТ, СТАРТ, СОРТ, ВРАЖДА, СМРАД, ВРАЛЬ…
Повторяйте указанные упражнения для постановки звука систематически, ежедневно по 3 раза в день: утром, днем и вечером. Только тогда вы добьетесь желаемого результата через некоторое время - перестанете картавить. В зависимости от интенсивности и систематичности занятий, а также от тяжести речевых нарушений, это может занять от пары месяцев до года и более.
Видео по теме
Обратите внимание
Попробуйте закинуть голову, как будто вы горло полоскаете сначала с водой потом без воды. Положение языка одинаковое. И Картавьте на здоровье!
Полезный совет
Сегодня ситуация не изменилась, в нашей стране картавить нет необходимости. А вот французам это очень даже нужно. Поэтому любители французского языка стараются этому научиться. Это необходимо для того, чтобы правильно выговорить некоторые французские слова.  Существуют упражнения помогающие, как научиться картавить.
Источники:
  • Как перестать картавить
Полезный совет
Записывайте себя на диктофон - со стороны оценить свою речь гораздо проще.
Источники:
  • как перестать читать
ПОИСК
Совет полезен?
Осталось символов: 500