Инструкция
1
Наблюдайте за детьми в школе и по возможности вне ее. В ходе наблюдения выявите типические особенности ваших учеников. Но не делайте выводов на основе неполного изучения фактов. Например, если ребенок проявляет усидчивость, настойчивость, прилежание на уроках под контролем учителя, это еще не значит, что он действительно трудолюбив.
2
Узнайте, как он выполняет домашние задания, помогает в домашнем хозяйстве, работает на пришкольном участке. Если перечисленные качества проявляются и во вне учебной деятельности, можно с уверенность сказать, что трудолюбие – черта его характера.
3
Ведите дневник наблюдения за учащимися. Записывайте в него все, что заслуживает, по вашему мнению, внимания. Можно делать записи, пользуясь кратким планом: как ученик входит в класс, садится за парту; как ведет себя во время уроков (сосредоточен, не отвлекается или невнимателен, часто отвлекается на посторонние занятия). Как ведет себя во время ответов и выполнения самостоятельных заданий, умеет ли сдерживать свои эмоции, владеет ли собой, выработана или нет ответственность, самостоятельность.
4
Наблюдайте за детьми во время внеклассной работы. В совместной деятельности ученики демонстрируют свои искренние интересы, склонности, полнее раскрывают и показывают черты характера.
5
Изучите школьную документацию: личное дело ребенка, классный журнал. По возможности, побеседуйте с воспитателем детского сада, учителем начальной школы, с другими учителями-предметниками, пообщайтесь с родителями, сравните мнения.
6
Заполните социальный паспорт ученика и класса в целом.
7
Сделайте сводную таблицу качеств и личностных особенностей учащихся, отметьте в таблице, в какой степени проявляются эти качества и особенности в ребенке: не проявляются, редко проявляются, проявляются, ярко проявляются.
8
Разбейте таблицу на несколько граф (по количеству выявляемых вами важных качеств и особенностей), например, трудолюбие, внимание, доброта и т.п. В первую вертикальную графу внесите фамилии и имена учащихся. Затем расставьте в графах напротив каждого ученика условные обозначения того, в какой степени проявляются качества (например, ярко проявляется – ЯП).
9
Подсчитайте количество условных обозначений по каждой графе и вы сможете сделать вывод о классе в целом. Увидите, в каком направлении вам нужно вести воспитательную работу.
10
Изучайте психику ребенка, применяя методы беседы, анализа его творческий работ. Обратитесь за помощью к школьному психологу.