Совет 1: Как составить уравнения реакций по химии

Уравнение реакции - условная запись химического процесса, при котором одни вещества превращаются в другие с изменением свойств. Для записи химических реакций используют формулы веществ и знания о химических свойствах соединений.
Инструкция
1
Правильно напишите формулы, в соответствии с их названиями. Например, оксид алюминия Al₂O₃, индекс 3 от алюминия (соответствует его степени окисления в этом соединении) поставьте возле кислорода, а индекс 2 (степень окисления кислорода) возле алюминия.
Если степень окисления +1 или -1, то индекс не ставится. К примеру, вам нужно записать формулу нитрата аммония. Нитрат – кислотный остаток азотной кислоты (-NO₃, с.о. -1), аммоний (-NH₄, с.о. +1). Таким образом формула нитрата аммония - NH₄ NO₃. Иногда степень окисления указывается в названии соединения. Оксид серы (VI) - SO₃, оксид кремния (II) SiO. Некоторые простые вещества (газы) записываются с индексом 2: Cl₂, J₂, F₂, O₂, H₂ и т.д.
2
Необходимо знать, какие вещества вступают в реакцию. Видимые признаки реакции: выделение газа, изменение окраски и выпадение осадка. Очень часто реакции проходят без видимых изменений.
Пример 1: реакция нейтрализации
H₂SO₄ + 2 NaOH → Na₂SO₄ + 2 H₂O
Гидроксид натрия реагирует с серной кислотой с образованием растворимой соли сульфата натрия и воды. Ион натрия отщепляется и соединяется с кислотным остатком, замещая водород. Реакция проходит без внешних признаков.
Пример 2: йодоформная проба
С₂H₅OH + 4 J₂ + 6 NaOH→CHJ₃↓ + 5 NaJ + HCOONa + 5 H₂O
Реакция идет в несколько этапов. Конечный результат – выпадение кристаллов йодоформа желтого цвета (качественная реакция на спирты).
Пример 3:
Zn + K₂SO₄ ≠
Реакция невозможна, т.к. в ряду напряжений металлов цинк стоит после калия и не может вытеснять его из соединений.
3
Закон сохранения массы гласит: масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ. Грамотная запись химической реакции – половина успеха. Необходимо расставить коэффициенты. Начните уравнивать с тех соединений, в формулах которых присутствуют большие индексы.
K₂Cr₂O₇ + 14 HCl → 2 CrCl₃ + 2 KCl + 3 Cl₂↑ + 7 H₂O
Расставлять коэффициенты начните с бихромата калия, т.к. в его формуле содержится наибольший индекс (7).
Такая точность в записи реакций необходима для расчета массы, объема, концентрации, выделившейся энергии и других величин. Будьте внимательны. Запомните наиболее часто встречающиеся формулы кислот и оснований, а также кислотные остатки.

Совет 2: Как составить уравнение реакции

Реакцией называется превращение одних химических веществ в другие. А формула их записи с помощью специальных символов и есть уравнение этой реакции. Существуют различные типы химических взаимодействий, но принцип записи их формул одинаков.
Вам понадобится
  • периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Инструкция
1
В левой части уравнения записываются исходные вещества, которые вступают в реакцию. Они и называются реагентами. Запись производится с помощью специальных символов, которыми обозначается каждое вещество. Между веществами-реагентами ставится знак «плюс».
2
В правой части уравнения записывается формула полученного одного или нескольких веществ, которые называются продуктами реакции. Между левой и правой частями уравнения вместо знака равенства ставится стрелка, которая указывает направление реакции.
3
После записи формул реагентов и продуктов реакции необходимо расставить коэффициенты уравнения реакции. Это делается для того, чтобы, согласно закону сохранения массы вещества, число атомов одного и того же элемента в левой и правой частях уравнения оставалось одинаковым.
4
Чтобы правильно расставить коэффициенты, необходимо рассмотреть каждое из веществ, вступающих в реакцию. Для этого берется один из элементов и сопоставляется количество его атомов слева и справа. Если оно разное, то нужно найти число, кратное числам, обозначающим количество атомов данного вещества в левой и правой частях. Затем это число делится на количество атомов вещества в соответствующей части уравнения, и получается коэффициент для каждой из его частей.
5
Поскольку коэффициент ставится перед формулой и относится ко всем веществам в нее входящим, то следующим шагом будет сопоставление полученных данные с количеством другого вещества, водящего в состав формулы. Это осуществляется по такой же схеме как и с первым элементом и с учетом уже имеющегося коэффициента для всей формулы.
6
После того как разобраны все элементы формулы, проводится окончательная проверка соответствия левой и правой частей. Тогда уравнение реакции можно считать завершенным.
Видео по теме
Обратите внимание
В уравнениях химических реакций нельзя переставлять местами левую и правую части. В противном случае получится схема совсем другого процесса.
Совет полезен?
Количество атомов как отдельных веществ-реагентов так и веществ, входящих в состав продуктов реакции, определяется при помощи периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева
Источники:
  • уравнение реакций
Источники:
  • уравнение по химии
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500