Инструкция
1
Пользуйтесь специальными учебными пособиями. Приемы исполнения гамм, указанные в них, разрабатывались в течение нескольких веков и практически стали универсальными. В частности, указанная в самоучителе аппликатура наверняка окажется удобной, поскольку была проверена многочисленными поколениями музыкантов.
2
Изучая гаммы на конкретном инструменте, исполнитель сталкивается с характерными трудностями. К примеру, при исполнении на струнном инструменте важно выбрать удобную позицию. Иначе говоря, один и тот же звук можно извлечь на двух или трех струнах.
Выбор струны зависит, во-первых, от текущего положения руки (в какую позицию проще перестроиться), во-вторых, от ее положения после ноты (в какую позицию придется перестроиться после исполнения звука).
Исключение делается в том случае, если у музыканта рука нестандартной формы или размера. В таких случаях аппликатура рассчитывается прямо при разборе гаммы.
3
На духовых инструментах многие ноты берутся передуванием. К примеру, чтобы взять ноту «до» второй октавы, музыкант должен подать более сильную струю воздуха.
4
На фортепиано гаммы разучиваются в три этапа. Сначала партия каждой руки отдельно (правая, потом левая), затем вместе. Распространенная аппликатура правой руки для мажорных и минорных гамм – первый палец на приме, третий на терции; затем подкладывается первый на кварту. На верхнюю приму берется либо первый палец (если гамма больше одной октавы), либо пятый. Вниз – в обратном порядке.
Для левой руки: с пятого до первого, затем подкладывается третий палец. Далее идет либо четвертый на секунду (вверх), либо в обратном порядке вниз.
В то же время существует альтернативный вариант аппликатуры. Он основан на правиле, согласно которому черные клавиши нельзя играть первым и пятым пальцами. В таких случаях аппликатура подбирается индивидуально.