Совет 1: Учебно-методическое пособие: как его написать

Главная задача учебно-методического пособия – осветить основные разделы научной дисциплины с точки зрения методики их преподавания. Для решения этой задачи требуются обширные знания в данной области и многолетняя преподавательская практика.
Вам понадобится
  • - опыт преподавательской деятельности;
  • - информационная база.
Инструкция
1
Создание разнообразных учебно-методических пособий связано с потребностью по-другому взглянуть на преподавание определенной дисциплины. В 90-е годы российская образовательная система пришла в упадок. В дидактике и методике преподавания образовалось огромное количество «белых пятен». Поэтому если вы имеет богатый опыт работы в сфере образования, накопили большое количество материалов, знаете основные недостатки существующего учебного процесса, то вы можете написать собственное учебно-методическое пособие.
2
При составлении пособия опирайтесь на существующие учебники. Ведь именно они содержат теоретический и тренировочный материал по всем темам дисциплины. Ваше методическое пособие должно использовать достоинства учебников и компенсировать их недостатки.
3
Для удобства пользования сделайте содержание своего учебно-методического пособия идентичным содержанию учебника, чтобы любой преподаватель быстро мог найти интересующий его раздел.
4
Старайтесь давать больше практических рекомендаций, основанных на вашем личном опыте. Литературы, где человек самостоятельно должен перевести теорию в практику, на сегодняшний день накопилось достаточно. А вот качественных справочников и пособий, помогающих решить насущные методические проблемы, не хватает.
5
Укажите как можно больше источников информации, к которым может обратиться специалист, чтобы расширить свои познания по этой теме. Это обстоятельство значительно повысит популярность вашего пособия и продемонстрирует основательный научный подход к решению образовательных задач.
6
Обязательно выделите в отдельную главу методические приемы, позволяющие проводить междисциплинарные занятия (например, план урока сочетающего историю и литературу, с распределением материала для обоих преподавателей). Подобный подход значительно обогатит обе дисциплины и поможет вам развить у учащихся способность построения причинно-следственных связей не только в рамках вашего предмета, но и между разными предметами.

Совет 2: Как написать программу по предмету

Каждый учитель-предметник сталкивается с необходимостью разработать рабочую программу по своей учебной дисциплине. Конечно, существуют типовые программы, но педагогу приходится иметь дело с конкретными учащимися, уровень знаний, умений и навыков которых может быть в чем-то выше или ниже среднестатистических показателей. Рабочая программа составляется на основе типовой, но с учетом конкретных условий.
Вам понадобится
  • - типовая программа по предмету;
  • - федеральные образовательные стандарты;
  • - данные об уровне знаний, умений и навыков учащихся.
Инструкция
1
Рабочая программа по предмету, как и любая другая, начинается с титульного листа. Он должен быть оформлен в соответствии с государственными стандартами. На титульном листе укажите полное наименование вашего образовательного учреждения, название курса, фамилию, имя и отчество автора. Здесь же должны быть данные о классе, на который программа рассчитана. В нижней части листа указываются год. На этой же странице находится и гриф "Утверждаю", а также фамилия, имя, отчество и должность того, кто утвердил документ.
2
Напишите пояснительную записку. Назовите типовую или авторскую программу, на основе которой вы разработали свою. Укажите, почему вы вынуждены были переработать существующую программу, какие изменения в нее внесли. Отметьте знания, умения и навыки вы собираетесь сформировать у детей. Здесь же помещаются сведения об общем количестве часов, которое отводится на изучение данной дисциплины. Не забудьте сосчитать часы, предназначенные для контрольных работ. Пояснительная записка должна быть короткой, емкой и понятной.
3
Рабочая программа включает в себя перечень требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Расскажите об уровне развития детей, а также о том, насколько он соответствует государственным стандартам. Требования не должны быть ниже тех, что установлены типовой программой.
4
Составьте учебно-тематический план. Он обычно оформляется как таблица. Укажите в ней темы, разделы, количество часов по каждому разделу, Учтите в нем практические занятия, контрольные работы, зачеты и т.п. Проверьте соответствие отведенных на изучение данного предмета часов времени, которое предусмотрено максимальной учебной нагрузке.
5
Напишите содержание учебного курса. Оно представляет собой краткое содержание материала, который дается при изучении каждой темы. Содержание дается в той же последовательности, что и в учебно-тематическом плане.
6
Расскажите о средствах контроля. Количество контрольных работ и зачетов должно соответствовать тому, что указано в учебно-тематическом плане. Приложите тексты контрольных работ, тестовые задания, вопросы для устного зачета и другие контрольно-измерительные материалы.
7
В разделе "Учебно-методические средства обучения" перечислите все те пособия, которыми вы собираетесь пользоваться. В первую очередь это учебник. Но в этот раздел входят также дополнительная литература, атласы, карты, рабочие тетради и т.п. Названия пособий возьмите из перечня, утвержденного Министерством образования России. Оформите список в соответствии со стандартами для библиографических указателей. В этом же разделе укажите наглядные пособия, компьютерные программы, необходимые для изучения курса. Список пособий можно разделить на три части. Отдельно можно составить список основной и дополнительной литературы, дидактического материала и технических средств обучения.
Источники:
  • ГОСТ 7.0—99 "Информационно-библиографическая деятельность..."
Поиск
Совет полезен?
Комментарии 1
Пожаловаться
написалa
сколько % должно быть копирайта в пособии? именно уникального текста. или можно скомпоновать копированную информацию. с указанием авторства, разумеется.
Осталось символов: 500