Инструкция
1
Шокируйте читателя. «Шок» в данном контексте не обязательно должен быть буквальным (см. творчество Чака Паланика). Немецкий философ Фридрих Ницше в своей работе «Антихристианин» шокировал с первых глав: называл всех христиан людьми «слабыми», «жалкими» и «презирающими все человеческое». Несмотря на то, что читатель вставал в резко противоположную позицию, он оставался заинтригован и читал далее, до объяснения авторской точки зрения. Подобным приемом регулярно пользуется фантаст С.Лукьяненко: его романы начинаются с действия, которое кажется совершенно безумным и неясным. Но уже во второй главе автор начинает объяснять «правила игры» и события, которые только что происходили.
2
Ведите с читателем диалог. Это подразумевает то, что вы не просто ультимативно доносите свою точку зрения, а задаете риторические вопросы, позволяете что-то додумывать самостоятельно и, главное, пытаетесь понять мысли своего читателя. Так, Фрэнсис Фукуяма в своих философских трудах регулярно использует формулировку «Вы можете подумать…». Т.е. он заведомо предугадывает возможные возражения в свой адрес и своевременно на них отвечает, что создает эффект диалога.
3
Будьте понятны. Особенно это важно для авторов учебников и научных трудов. Читателю интересен материал только тогда, когда он его кристально понимает, поэтому старайтесь избегать сложных выражений либо регулярно напоминайте их значение. Именно поэтому чтение классической немецкой философии вызывает такой ужас у студентов: как правило, подобные тексты весьма непонятны, содержат множество узких терминов и требуют тщательного и вдумчивого чтения. Безусловно, высказанные там мысли весьма интересны – но они просто недоступны.
4
Подчеркните актуальность. Например, написав эссе о стоимости нефти в мире, вы можете оставить его интересным только узкому кругу людей, однако, если вы проведете прямые параллели с действительностью и бытом – моментально станете важны читателям. В указанном примере это может выглядеть как: «Моя тема важна, т.к. нефть является главным экспортным товаром в России, и ее стоимость прямым образом влияет на уровень нашей жизни».