Совет 1: Как заинтересовать читателя

Проблема того, как заинтересовать читающего текст, стояла перед авторами всех времен и жанров. Сегодня практически все способы проверены и известны, остается лишь выбрать прием, наиболее подходящий для конкретного произведения.
Инструкция
1
Шокируйте читателя. «Шок» в данном контексте не обязательно должен быть буквальным (см. творчество Чака Паланика). Немецкий философ Фридрих Ницше в своей работе «Антихристианин» шокировал с первых глав: называл всех христиан людьми «слабыми», «жалкими» и «презирающими все человеческое». Несмотря на то, что читатель вставал в резко противоположную позицию, он оставался заинтригован и читал далее, до объяснения авторской точки зрения. Подобным приемом регулярно пользуется фантаст С.Лукьяненко: его романы начинаются с действия, которое кажется совершенно безумным и неясным. Но уже во второй главе автор начинает объяснять «правила игры» и события, которые только что происходили.
2
Ведите с читателем диалог. Это подразумевает то, что вы не просто ультимативно доносите свою точку зрения, а задаете риторические вопросы, позволяете что-то додумывать самостоятельно и, главное, пытаетесь понять мысли своего читателя. Так, Фрэнсис Фукуяма в своих философских трудах регулярно использует формулировку «Вы можете подумать…». Т.е. он заведомо предугадывает возможные возражения в свой адрес и своевременно на них отвечает, что создает эффект диалога.
3
Будьте понятны. Особенно это важно для авторов учебников и научных трудов. Читателю интересен материал только тогда, когда он его кристально понимает, поэтому старайтесь избегать сложных выражений либо регулярно напоминайте их значение. Именно поэтому чтение классической немецкой философии вызывает такой ужас у студентов: как правило, подобные тексты весьма непонятны, содержат множество узких терминов и требуют тщательного и вдумчивого чтения. Безусловно, высказанные там мысли весьма интересны – но они просто недоступны.
4
Подчеркните актуальность. Например, написав эссе о стоимости нефти в мире, вы можете оставить его интересным только узкому кругу людей, однако, если вы проведете прямые параллели с действительностью и бытом – моментально станете важны читателям. В указанном примере это может выглядеть как: «Моя тема важна, т.к. нефть является главным экспортным товаром в России, и ее стоимость прямым образом влияет на уровень нашей жизни».

Совет 2: Как заинтересовать студентов

Работа преподавателя интересна и многогранна, порой, у собственных студентов вы можете научиться гораздо большему, чем из учебников по психологии или специальных курсов. Но аудитория далеко не всегда готова с благодарностью слушать своего лектора, а если людям не интересно, ваш труд не только усложняется в разы, но и становится практически бессмысленным. Как же заинтересовать студентов?
Инструкция
1
Не читайте лекцию монотонно. Ваша задача – донести информацию, а не прочесть все, что было подготовлено предварительно. Вспомните, что вам интереснее слушать: монотонную речь или интересное живое выступление? Попробуйте рассказать студентам о теме не по бумажке, а своими словами, используя при этом живую речь и элементы общения. Конечно, не стоит увлекаться и превращать вашу лекцию в приятную беседу, определенная субординация должна сохраняться. Но если во время занятий между студентами завяжется живая дискуссия или вам зададут интересный вопрос не по теме – не стоит этому противиться. Живое общение всегда намного лучше бездушного преподавания.
2
Приводите примеры из жизни, которые будут интересны. Любая речь преподавателя, даже если ее первоначальная тема была очень интересной, рано или поздно начинает надоедать. Это психологическая реакция мозга на однообразие и монотонность. Если вы не меняете своего поведения – студенты медленно засыпают. Именно поэтому вам необходимо постоянно изобретать что-либо, что будет их встряхивать. Вставьте в свою лекцию рассказ из жизни, иллюстрирующий тему, приведите необычное сравнение или расскажите анекдот. Но помните, что если начнете постоянно сыпать остротами и мешать разнообразные истории направо и налево, это также станет привычным – старайтесь применять этот прием в меру.
3
Обязательно используйте визуальные материалы. Не все студенты хорошо воспринимают информацию на слух, некоторые гораздо легче ориентируются в мире образов. Именно по этой причине лекция и практические занятия обязательно должны состоять из информации разных типов: звуковой, графической и текстовой. Если вы используете текстовые раздатки, дополните их картинками, которые помогут студентам лучше запомнить материал или просто развлекут. Согласно опросам, люди получают намного больше удовольствия от обучения, если оно сопровождается смешными картинками или логическими загадками. Не давайте своим студентам скучать.
4
Иногда требуется сделать неожиданный ход. Если вам необходимо рассказать о процессе выпаривания жидкости, принесите на лекцию банку сгущенки и бутылку молока. Проиллюстрированный пример запомнится намного лучше, к тому же, появление продуктов в аудитории обязательно вызовет всеобщее оживление.
Видео по теме
Обратите внимание
Не злоупотребляйте применением всех приемов одновременно. Вы должны научиться грамотно сочетать чтение обычной лекции с некоторыми хитростями, способными привлечь внимание студентов. Если же сыпать разными фокусами и привлекать внимание аудитории постоянно, ваши занятия из обучающих превратятся в развлекательные.
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500