Инструкция
1
Выбирать главное.
Каждое историческое событие подразумевает условия формирования этих событий, причину, главных действующих лиц, протяженность, последствия и результаты. Приходя домой, человек снимает одежду и раскладывает ее по полкам шкафа. Так и историк сортирует факты по личным полочкам. Можно делать специальные "аналитические карточки", можно работать в программе графического дизайна, объединяя исторические события гипертекстовыми ссылками. Это упражнение к тому же развивает аналитические навыки, необходимые не только историку.
2
Заучивать даты и имена.
История хорошо дается визуалам, которые способны отчетливо, почти до галлюцинации ощутить эпоху, которые могут увязать в своей памяти число и яркий визуальный образ, фиксирующий абстрактные цифры в памяти. Для тренировки этого навыка можно "прокручивать" каждую дату в мысленном кино, визуально погружая число в некую картину. Можно сочинять мнемонические правила.
3
Эмоциональный шлейф эпохи.
Историческое событие развивалось в определенной социокультурной среде. Более того, иногда публицистика и журналистика (по сути фиксация истории сегодняшнего дня) смещались в литературу, театр или маргинальные практики. Например, самиздат, рукописные СМИ в XVII-XIX века, кабаки и трактиры, которые становились местом обмена информацией для простых и торговых людей. Политики слушали определенную музыку, читали определенные книги, носили определенную одежду. И все это тоже являлось косвенными причинами того или иного события. Для изучения истории атмосфера очень важна.
4
Посещать музеи, архивы, читать копии книг или старые газеты. Невозможно изучать историю только по учебникам или адаптированной литературе. Нужно обращаться к первоисточникам. Например, на сайте www.oldgazette.ru можно познакомиться со сканами дореволюционных газет.
5
Именно поэтому важно писать эссе, общаться с единомышленниками в интернете или историческом клубе. Размышления об ушедших эпохах позволяют перевести пассивные знания в активную форму, дискуссии натренируют память и заставят постоянно освежать знания, обращаясь за дополнительной информацией к авторитетным историчкам и первоисточникам.