Совет 1: Как рассчитать продолжительность отпуска

Согласно российскому трудовому законодательству, все люди, работающие в рамках трудового договора, имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней. При этом работодатель обязан сохранить за сотрудником место работы и размер заработной платы. Количество дней отпуска может быть увеличено, например, в случае работы с вредными и опасными для здоровья условиями. Отдых может быть предоставлен спустя 6 месяцев непрерывной работы. Как же рассчитать количество дней положенного отпуска?
Вам понадобится
  • - табель учета рабочего времени.
Инструкция
1
Сначала следует сказать, что ежегодный оплачиваемый отпуск сотрудника может быть поделен на части, при этом одна из них не должна быть меньше 14 дней. Также при расчете отпуска, нерабочие праздничные дни должны быть исключены из него. Оплате они не подлежат.
2
Первое, что вам необходимо сделать – определить период, за который предоставляется отпуск. «Точкой старта» является первый рабочий день после трудоустройства, а если до этого вы уже использовали положенной отпуск, то первый рабочий день после отдыха.
3
Просуммируйте все дни, когда вы были на работе. Прибавьте дни вынужденного прогула, выходные и праздничные дни, а также время, когда вы отсутствовали на рабочем месте по уважительной причине менее чем 14 дней.
4
Согласно Трудовому кодексу, при продолжительности ежегодного отпуска 28 календарных дней за каждый рабочий месяц сотруднику полагается 2,33 дня отдыха. Это цифра получена следующим образом:28 дней/12 месяцев=2,33 дня
5
Таким образом, чтобы рассчитать количество дней положенного отпуска умножьте 2,33 на количество отработанных месяцев в периоде. А что делать, если месяц отработан не полностью? В этом случае, вы должны округлить число, то есть если вы отработали в месяце 15 и более дней, то включите его в трудовой стаж, и наоборот.
6
Например, сотрудник отработал в компании шесть месяцев, при этом в одном месяце он отсутствовал на рабочем месте в течение 10 дней по уважительной причине. Отпуск, который положен ему за год, составляет 28 календарных дней. Таким образом, расчет положенного отдыха будет выглядеть следующим образом: 6 месяцев*2,33 дня=13,98. Согласно Роструду, округлять полученное число можно лишь в большую сторону. Сотруднику положен отпуск продолжительностью 14 дней.

Совет 2: Как рассчитать время отпуска

Каждый работающий человек имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Отпуск этот состоит из 28 календарных дней, но может быть увеличен в случае работы в местах Крайнего Севера или приравненных к нему районов. Также если вы работаете с вредными условиями, работодатель обязан увеличить отпуск согласно Трудовому Кодексу РФ. Отпуск рассчитывается в календарных днях, признанные законодательством праздничные дни в отпуск не входят.
Инструкция
1
Сначала вам необходимо посчитать количество отработанных вами месяцев, а точнее трудовой стаж. Он не должен включать декретный отпуск, отпуск по уходу за ребенком, а также прогулы по неуважительным причинам.
2
Чтобы рассчитать время отпуска, вам необходимо количество дней положенного отпуска (стандартный отпуск равен 28 календарным дням) разделить на количество календарных месяцев.
3
Полученная цифра и будет равняться количеству дней положенного отпуска. Помните, что отпуск может быть разделен на несколько частей. Главное, чтобы одна из его составных не была менее двух недель.
Обратите внимание
Расчет отпускных производится до начала отпуска и выплачивается не позднее 3 дней до начала.
Совет полезен?
Почти в каждой организации бухгалтерия по согласованию с руководителем составляет график отпусков, поэтому следует заранее позаботиться о времени его получения. Перед отпуском вам необходимо написать заявление на его предоставление.

Совет 3: Как рассчитать дни отпуска

Отпуск – долгожданное время, но не все и не всегда знают, как должны эти долгожданные дни рассчитываться и предоставляться. Подробные правила исчисления прописаны в Трудовом кодексе, однако, как и любой нормативный акт, Кодекс сложен для восприятия, поэтому основные положения по поводу расчета отпусков мы разъясним.
Инструкция
1
Право каждого работающего гражданина на ежегодный оплачиваемый отпуск закреплено в ТК РФ (ст.114). Следует отметить, что дни отпуска не рассчитываются, а предоставляются, в соответствии законодательными нормами, разработанными для каждого вида деятельности. Уже при наличии полугодового рабочего стажа сотруднику может предоставляться отпуск (ст. 122 ТК РФ, ч.2), продолжительностью 28 календарных дней (согласно ст. 115 ТК РФ), за вычетом праздников.
2
Однако, в некоторых случаях возможно предоставление отпуска до наработки минимального стажа, на усмотрение руководства фирмы, при обоюдной договоренности сторон. Так же выделены особые категории граждан, по просьбе которых организация обязана предоставить отпускные дни авансом (несовершеннолетние, ветераны, чернобыльцы, жены (мужья) военнослужащих, женщинам перед декретным отпуском и т.д.).
3
Для определенных категорий граждан законодательством предусматривается удлиненный основной отпуск, например: для несовершеннолетних (31 к.д.), для работников образовательных учреждений (от 42 до 56 к.д.), для работников органов здравоохранения (36 рабочих дней), для инвалидов, государственных и муниципальных служащих (не менее 30 к.д.), для научных сотрудников (36-48 р.д.) и т.д.
4
Для особых категорий сотрудников предусматривается дополнительный отпуск наряду с основным ежегодным (ст. 116 ТК РФ), в этом случае отпускные дни суммируются (ч. 2 ст. 120 ТК РФ).
Законодательством так же предусмотрена возможность деления основного ежегодного отпуска на части (ст. 125 ТК РФ), по договоренности сторон, при этом одна из частей должна составлять минимум 14 календарных дней. По согласованию с руководством, оставшиеся дни сотрудник может использовать по своему усмотрению, возможен так же перерасход выделенных отпускных дней, за счет вычета их числа из следующего ежегодного отпуска.
5
Работник так же может просить о назначении начала отпуска после выходных или его окончания перед выходными, что по сути увеличивает его продолжительность (ст. 120 ТК РФ).

Совет 4: Как рассчитать отпуск в рабочих днях

Отпуск, согласно действующему законодательству, считается строго календарных днях. Однако высчитать, какое число рабочих на него выпадает и, следовательно, когда необходимо снова приступать к выполнению своих обязанностей, в некоторых случаях не будет лишним.
Вам понадобится
  • - календарь;
  • - расклад по выходным и праздникам не текущий год.
Инструкция
1
Стандартная ситуация, когда работник берет 14 дней отпуска (имеет право взять и все 28, но на практике чаще встречаются такой вариант: два раза в год по половине), и те не приходятся на государственные праздники.
Четырнадцать дней - это две недели, стандартная же неделя включает пять рабочих дней и два выходных.
Таким образом, на время отдыха придутся суммарно 10 рабочих дней.
2
Возможны ситуации, когда на неделю, приходящуюся на отпуск, выпадет перенос выходного дня. Например, государственный праздник пришелся на вторник или четверг, и государство решило дать гражданам отдохнуть в понедельник или пятницу, а компенсировать это отработкой в ближайшую субботу.
Если же сотрудник ухитрится взять отпуск как раз в это время, получит полное право не появляться на работе в течение 11 дней.
3
Наконец, отпуск может прийтись и на праздники. Они считаются нерабочими днями, но в отпуск не входят. Правда, в этом случае количество рабочих дней останется неизменным: 10 за две недели плюс-минус один-два с учетом возможных переносов. Но вот фактическая продолжительность времени, в течение которого работник получает законное право не появляться на работе, может ощутимо увеличиться.

Совет 5: Как рассчитать вынужденный прогул

Когда увольнение или отстранение от работы состоится по инициативе работодателя и признано соответствующими органами незаконным, то уволенному или отстраненному сотруднику выплачивается вынужденный прогул, исходя из среднего заработка за 12 месяцев, которые были перед увольнением или отстранением. Расчет среднего заработка осуществляется с учетом коэффициента повышения зарплаты на предприятии. В некоторых случаях работодателя заставляют выплатить сумму морального ущерба уволенному сотруднику, если данный факт имеет доказательную базу.
Инструкция
1
Увольнение или отстранение от работы могут быть признаны незаконными по решению суда, прокуратуры или инспекцией по труду. В этом случае работодатель обязан восстановить сотрудника на работе и оплатить все дни вынужденного прогула.
2
Для расчета по оплате вынужденного прогула следует сложить все заработанные суммы, на которые были начислены страховые взносы за 12 месяцев, предшествующих вынужденному прогулу и разделить на количество рабочих дней в расчетном году, исходя из шестидневной рабочей недели. Полученный результат умножить на все рабочие дни вынужденного прогула, прибавить сумму районного коэффициента и отнять 13% подоходного налога.
3
Если за период вынужденного прогула на предприятии повышались тарифные ставки или оклады, то фактический оклад, который получился после повышения нужно разделить на оклад, который был до повышения. Полученная цифра будет коэффициентом, на который выплаты за период вынужденного прогула нужно увеличить. Для этого среднедневную ставку, расчет которой указан выше, нужно умножить на среднее количество дней в месяце, на 29,4. Получится сумма оплаты за один рабочий месяц вынужденного прогула. Эту цифру умножить на коэффициент повышения оклада и на количество месяцев, в течение которых был вынужденный прогул с повышенным окладом.
4
Или рассчитанную сумму коэффициента следует разделить на 29,4, умножить на среднедневную ставку и умножить на количество дней вынужденного прогула, когда оклад на предприятии был повышен. Остальные дни прогула необходимо считать указанным выше способом. Полученные результаты складываются. Данная цифра умножается на районный коэффициент и от всего вычитается подоходный налог.
Видео по теме

Совет 6: Как определить период отпуска

Очередность предоставления отпусков в организации согласно ст. 123 ТК РФ устанавливается специальным графиком по строго унифицированной форме. Такой график всегда оформляется как локальный нормативный акт. Он обязателен для исполнения обеими сторонами - и работодателем, и его подчиненными.
Инструкция
1
Вы работодатель и не знаете, как нормировать порядок предоставления отпусков и определить их периоды для своих работников? Во-первых, внесите пункт об обязательности использования отпуска по графику в правила внутреннего трудового распорядка и закрепите это положение в трудовых договорах. Во-вторых, составив график, уведомите о времени начала отпуска каждого работника под роспись. При составлении графика отпусков учтите особенности классификации отпусков по Трудовому кодексу.
2
Есть следующие виды отпусков:
- ежегодные оплачиваемые (основные и дополнительные);
- отпуска без сохранения заработной платы;
- учебные отпуска;
- отпуска по беременности и родам;
- отпуска по уходу за ребенком;
- отпуска работникам, усыновившим детей.
3
При составлении графика отпусков учитывайте, что у определенных категорий работников продолжительность отпусков разная:
- у работников моложе 18 лет отпуск - 31 календарный день;
- у сезонных рабочих - 2 дня за каждый месяц работы;
- у работников-инвалидов (любой группы) - не менее 30 календарных дней;
- у педагогических работников отпуск - 42-56 календарных дней;
- у работников, связанных с работой с химическим оружием - 49 и 56 календарных дней;
- у работников профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований - 30-40 суток.
4
Анализируя состав работающих в вашей организации, определите категории тех лиц, которым положен отпуск.
Это:
- все работники (в том числе - работающие по совместительству: ст. 287 ТК РФ);
- сезонные работники (ст. 295 ТК РФ);
- лица, работающие по срочным трудовым договорам на срок до 2-х месяцев (ст. 291 ТК РФ);
- надомники (ст. 310 ТК РФ).
5
Отпуск можно предоставить после 6 месяцев работы без перерыва. Период испытательного срока в это полугодие включается.
По договоренности работодателя и работника отпуск может быть предоставлен и до истечения 6 месяцев (ст. 122 ТК РФ).
6
Законный отпуск (28 рабочих календарных дней) включает и нерабочие дни. Исключение - нерабочие праздничные дни.
Обратите внимание
Если работник не хочет терять считанные выходные дни, включаемые в период 28 календарных дней, он может разделить его на две части. Но при этом часть должна включать не менее 14 календарных дней.
Совет полезен?
График отпусков утверждается с учетом мнения профсоюзного органа, если такой есть в организации за две недели до наступления календарного года.

Совет 7: Как увеличить продолжительность отпуска

Отпуска редко когда бывает много. Зачастую все работники под конец положенных дней отдыха мечтают его продлить. К счастью, трудовое законодательство позволяет продлить ежегодный отпуск.

Стать донором

Действующее трудовое законодательство предусматривает предоставление дополнительного дня к отпуску работника за каждую сдачу крови в государственных пунктах сбора. Подтверждающим документом сдачи является справка, которая передается в отдел кадров.

Важно помнить, что если сдача крови приходится на выходной или праздничный день, то донору полагается два дня к отпуску: один за факт кровосдачи, второй за осуществления этой процедуры в личное время донора.

Эти дни работник имеет право объединить с ежегодным отпуском, и они должны быть оплачены в среднем размере.

Учитывая, что кровь или ее компоненты можно сдавать не чаще одного раза в месяц, в течение года донор может получить право на 24 дополнительных дня к отпуску.

Перейти на особые условия труда

По действующему закону сотрудники, имеющие ненормированный рабочий день, получают дополнительные три оплачиваемых дня отпуска. К сожалению, это единственный механизм поощрения таких сотрудников, поэтому нередко руководители охотно соглашаются на ненормированные условия труда, а специалисты напротив, настаивают на обычных трудовых отношениях.

Без учета выходных

Действующее законодательство позволяет брать отпуск не полностью, а частично в течение года. Эта возможность позволяет написать сразу три заявления на отпуск, каждое из которых рассчитано на пять будних рабочих дней. В таком случае можно продлить срок отдыха на те выходные, которые окажутся в промежутках указанных недель.

Такой вариант продления отпуска не все работодатели воспринимают лояльно, и напрасно, потому как работник имеет полное на это право.

По договоренности с работодателем

Работодатель может самостоятельно предоставлять возможность дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, в качестве поощрения за добросовестный труд и многолетнюю работу.

Сложность заключается лишь в том, что этой возможностью пользуются редкие руководители. Положения о предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска фиксируются в коллективных договорах, внутренних нормативных документах и пр.

Не лишним будет отметить, что в Трудовом кодексе есть четкое определение групп лиц, которым положен дополнительный оплачиваемый отпуск. Так, чтобы получить возможность отдыхать на 16 дней больше необходимо трудоустроится в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Это же положение относится к работникам вахтового метода. Также дополнительные дни отдыха положены специалистам, задействованным на вредных производствах. Перечень отраслей четко определен постановлениями Правительства РФ.

Видео по теме

Совет 8: Как правильно рассчитать время прогула?

Прогул – одно из основания увольнения работника «по статье». Трудовой кодекс четко определяет, что такое прогул. Однако, что делать, если работник отсутствовал на работе ровно 4 часа или на время отсутствия приходится и время обеда?

Учитывая, что законом четко определено, что прогул должен длиться более 4 –х часов,  отсутствие работника в течение ровно четырех часов (или менее) прогулом не является. То есть, если работника нет на работе с 14 часов до 18 часов, увольнение за прогул будет неправильным.

В том случае, если в 4 часа пропуска рабочего времени  входит обед, уволить за прогул невозможно, потому что время обеда в рабочее время не включается и оплачивается, а по закону прогул – это отсутствие работника в течение рабочего дня или смены ( пп. "а" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Поэтому при расчете времени прогула обед вычитается.  Например, работника не было 4 часа 10 минут, но на время его отсутствия приходиться 1 час обеда, следовательно отсутствовал он только 3 часа 10 минут в течение рабочего времени, а это не прогул.

Если же работник отсутствовал более 4 часов рабочего времени, но часть времени приходится до обеда, а часть - после, увольнение за прогул вполне допустимо, потому что времени прогула  не прерывается обеденным перерывом. То есть, время отсутствия работника до и после обеда нужно сложить, и, если в результате сложения, получиться более 4-х часов, работника можно уволить за прогул.

Однако, если работнику четко не установлена продолжительность рабочего дня, то он, в принципе, не может совершить прогул, ведь ничем не установлено, в какой период он должен находиться на работе.

Работодатель справедливо может расценить как прогул отсутствие работника на курсах повышения квалификации, потому что период такого обучения относиться к рабочему времени, так как  входит в трудовой стаж и оплачивается работодателем.

Видео по теме
Полезный совет
Помните, что расчет отпуска должен производиться не позднее, чем за три дня до его начала.
Источники:
  • как рассчитать период работы
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500