Инструкция
1
Начинайте обучение времени с самого простого для дошкольника – с последовательности событий. Сделать это легко в процессе каждодневных занятий и игр. Ребенок замечает, что за вечером наступает ночь, а утром встаем и идем в детский сад. У малыша начинает формироваться первое представление о времени, как о какой-то последовательности событий. Закрепляйте эти представления, а для этого обращайте внимание ребенка на любую последовательность событий.
2
Далее надо познакомить с понятиями «скоро», «сейчас», «потом», «сначала», «после того», «до того» и другими понятиями, которые связаны с течением времени. Играя и общаясь с ребенком, свои действия комментируйте словами: «Сначала надо убрать игрушки, а потом сядем обедать», «Сначала нарисуем круг, потом треугольник». С этой же целью используйте картинки, на которых изображены последовательные явления или события: развитие и рост животного или растения, последовательность изготовления чего-либо (сначала фундамент, потом этаж, затем крышу). Рассказывайте малышу о том, что нарисовано, а затем попросите рассказать его, что сначала, а что потом.
3
Разыгрывайте с ребенком сказки после совместного прочтения. Можно при этом использовать игрушки и следить за тем, чтобы он не перепутал порядок действия. Для разыгрывания сюжета также можно купить тоненькие книжки со сказками, вырезать иллюстрации, наклеить их на картон и выкладывать в нужной последовательности.
4
Далее вырабатывайте у ребенка понимание времен года. Необходимо объяснить ему наглядно все перемены, происходящие с природой и погодой в каждое время года. Для этого надо выйти на улицу, показать малышу и понаблюдать, что же происходит с деревьями, травой, небом, во что люди одеты. Делайте фотографии какого-нибудь места на улице в разное время года, а можно даже каждый месяц и сравнивайте их между собой.
5
Приобретите учебные книги, которые также помогут ребенку поближе познакомиться со временами года. Прочитайте рассказ В. Бианки «Синичкин календарь» и сказку «Двенадцать месяцев».
6
Приобретите для занятий с малышом календарь, весь год которого размещен на одном листе. Так он сможет наглядно увидеть весь год, месяцы и дни. Очень хорошо видно на таком календаре соотношение между разными частями года: меньше месяц или год, больше неделя или месяц. Начинайте заниматься с календарем в любой момент года, но лучше с самого начала. При его покупке обратите свое внимание на то, чтобы надписи и цифры были крупные, располагались на поверхности одного тона, а не на фоне картинки или фотографии, чтобы они малыша не отвлекали. Желательно, чтобы дни недели были написаны целыми словами, а не сокращениями.Повесьте новый календарь в коридоре, в комнате ребенка, или на кухне. Расскажите коротко, что это, и покажите, какие еще бывают календари. Называйте каждое утро, какой сегодня месяц, день недели, число. Можно дополнительно писать все это с помощью магнитной азбуки на холодильнике.
7
Дальше начинайте знакомство с часами. Для этого подберите большие игрушечные часы, у которых легко двигаются стрелки, а также с большими и четкими цифрами. Расскажите о назначении стрелок. Минутную стрелку пока уберите, оставьте часовую. Расскажите, что она за час проходит путь от одной цифры до другой. Показывайте ребенку сначала ровно час, потом чуть меньше часа, час с половиной, около трех. Когда малыш освоит часовую стрелку, начинайте знакомство с минутной. Не забывайте его спрашивать, в котором часу он идет в сад, во сколько - спать и т.д.Когда ребенок легко будет выставлять и называть на циферблате «время» в упрощенном виде, прикрепите на циферблат вторую минутную стрелку. Далее закрепляйте полученные знания.