Совет 1: Как найти массу осадка

Часто бывает так, что в ходе химической реакции образуется малорастворимое вещество, выпадающее в осадок (к примеру, сульфат бария, фосфат кальция, хлорид серебра и т.д.). Предположим, химику поставлена задача: определить массу этого осадка. Каким образом можно это сделать?
Инструкция
1
Если вам неизвестны точные количества исходных веществ, то придется действовать опытным путем. То есть сначала отделите осадок от раствора (путем фильтрования или на обычной воронке, или с использованием воронки Бюхнера). После чего тщательно высушите его и взвесьте на аналитических весах. Так вы получите достаточно точный результат.
2
Ну а если вам известны точные количества веществ, вступавших в реакцию, то все будет гораздо проще. Например, изначально было 28,4 грамма сульфата натрия и 20,8 грамма хлорида бария. Сколько граммов осадка образовалось?
3
Напишите правильное уравнение химической реакции: Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2NaCl.В результате этой реакции образуется практически нерастворимое вещество – сульфат бария, мгновенно выпадающий в виде плотного белого осадка.
4
Вычислите, какое из веществ было взято в недостатке, а какое – в избытке. Для этого подсчитайте молярные массы исходных реагентов:46 + 32 + 64 = 142 г/моль – молярная масса сульфата натрия;
137 + 71 = 208 г/моль – молярная масса хлорида бария.То есть в реакцию вступали 0,2 моля сульфата натрия и 0,1 моля хлорида бария. Сульфат натрия был взят в избытке, следовательно, весь хлорид бария прореагировал.
5
Подсчитайте количество образовавшегося осадка. Для этого разделите молекулярную массу сульфата бария на молекулярную массу хлорида бария и результат умножьте на количество исходного вещества:20,8 * 233/208 = 23,3 грамма.
6
А если бы сульфат натрия был в недостатке? Предположим, в реакцию вступило бы не 28,4 грамма этой соли, а в 5 раз меньше – всего 5,68 грамма. И тут нет абсолютно ничего сложного. 5,68 грамма сульфата натрия составляют 0,04 моля. Следовательно, в реакцию с таким количеством этой соли могло вступить также всего 0,04 моля хлорида бария, то есть 0,04 х 208 = 8,32 грамма. Прореагировало только 8,32 грамма из исходных 20,8 граммов.
7
Умножив эту величину на соотношение молярных масс сульфата бария и хлорида бария, получите ответ: 8,32 * 233/208 = 9,32 грамма осадка.

Совет 2: Как найти массу осадка в растворе

Вещества, образующиеся в ходе химической реакции, отличаются друг от друга по многим свойствам, в том числе растворимости. Продуктами реакции могут быть и хорошо растворимые вещества, и малорастворимые, и даже практически нерастворимые, типа хлористого серебра. В последнем случае вещество тут же выпадает в осадок. Иногда возникает необходимость вычислить его массу.
Инструкция
1
Первый и самый естественный путь: взвесить этот осадок. Разумеется, сначала его необходимо извлечь из раствора и высушить. Делается это путем фильтрования. Можно использовать обычную стеклянную воронку с бумажным фильтром. Если же хочется быстрее отфильтровать осадок, и добиться более полного извлечения его из раствора, лучше использовать воронку Бюхнера.
2
После того как осадок отделен от жидкости, его надо тщательно высушить (при использовании воронки Бюхнера, осадок уже получается достаточно сухим, поэтому процесс сушки займет немного времени), и взвесить. Разумеется, чем более точные весы у нас будут, тем более точный ответ вы получите.
3
Можно ли решить задачу, не прибегая к фильтрованию, сушке и взвешиванию? Конечно, можно. Вам надо лишь написать точное уравнение химической реакции и знать количество исходных веществ. Например, при взаимодействии 10 грамм хлористого натрия и 4 грамма азотнокислого серебра образовался белый осадок хлорида серебра. Требуется вычислить его массу. Напишите уравнение реакции: NaCl + AgNO3 = NaNO3 + AgCl
4
Подсчитайте молярные массы исходных веществ. 23 + 35,5 = 58,5 грамм/моль – молярная масса хлористого натрия, 10/58,5 = 0,171 моль – такое его количество было перед реакцией. 108 + 14 + 48 = 170 грамм/моль – молярная масса азотнокислого серебра, 4/170 = 0,024 моля – такое количество этой соли было перед реакцией.
5
Вы видите, что хлористый натрий находится в большом избытке. Из этого следует, что прореагировало все азотнокислое серебро (все 4 грамма), связав также 0,024 моля хлористого натрия. Так сколько же в итоге образовалось хлористого серебра? Посчитайте его молярную массу. 108 + 35,5 = 143,5 грамм/моль. Теперь произведем вычисления: 4 * 143,5 / 170 = 3,376 грамм хлористого серебра. Или, считая округленно, 3,38 грамм. Задача решена.
Видео по теме
Совет полезен?
Если не требуется большая точность, можно производить округление результатов подсчета, молекулярных масс и т.п.
Источники:
  • как найти массу осадка в растворе
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500