Совет 1: Как составить модель слова

Начинающим изучать тот или иной язык нередко дают задание составить звуковую модель того или иного слова. Делается это, чтобы научить школьника или студента звуковому анализу, поскольку написание слова не всегда совпадает с его звуковым составом. Звуковые модели помогают понять структуру конкретного слова и речи в целом. Поупражняться в составлении моделей можно и самостоятельно, а заодно и привлечь к этому детей. Дошкольники и младшие школьники обычно выполняют подобные задания с удовольствием.
Вам понадобится
  • - разноцветные кружочки, квадратики или фишки;
  • - набор фломастеров или карандашей;
  • - тетрадь в клеточку.
Инструкция
1
Задумайте слово. Для первых упражнений выберите не очень сложное, в котором количества звуков и букв не слишком отличаются. Решите, фишками какого цвета вы будете обозначать «звуки вообще», не подразделяя их на гласные и согласные. Например, возьмите несколько фишек белого цвета. Выложите столько, сколько звуков в слове.
2
Посчитайте гласные и согласные звуки. Допустим, гласные будут красного цвета. Замените в выложенной модели белые фишки на красные. В дальнейшем можно задание усложнить, обозначив темно-красным цветом йотированные гласные, а розовым — остальные. Но тут нужно быть очень внимательным и вспомнить, в каких фонетических ситуациях йотированные гласные обозначают 2 звука. Так бывает в начале слова, после гласных и после мягкого и твердого знаков, которые в звуковом анализе отдельно не обозначаются. Для подобных случаях необходимо особым значком обозначить «й». При изучении другого языка можно подобрать фишки определенного цвета, например, для дифтонгов и трифтонгов, а также разные значки для восходящих и нисходящих дифтонгов.
3
Перейдите к согласным. Выберите для них какой-нибудь нейтральный цвет, поскольку значки все равно придется заменять. Пусть все согласные будут черными или серыми. Положите их вместо белых фишек.
4
Определите твердые и мягкие согласные. Подберите для них подходящий цвет. Одни могут быть синими, другие — зелеными. Для обучающегося грамоте ребенка обычно этого бывает достаточно. Для студента, изучающего иностранный язык, задачу можно усложнить, продолжив классификацию. Можно выбрать свой цвет фишек для звонких и глухих согласных, шипящих, свистящих и так далее. В моделях допустимы и двойные значки — например, окрашенные в синий цвет, которым обозначена мягкость или твердость, и тот, которым вы решили обозначать сонорные.

Совет 2: Как выбрать слова с твердыми согласными

Согласные звуки традиционно делят на твердые и мягкие. У каждой из этих групп есть свои отличительные признаки, в том числе и артикуляционные - положение губ, языка, зубов во время произношения. Поэтому отличать твердый согласный от мягкого на слух нужно опытным путем. А также с использованием правил орфоэпии.
Инструкция
1
Мягкий согласный заставляет подниматься к нёбу почти все тело языка. При этом звук приобретает мягкое звучание - происходит так называемая палатализация. При произношении твердого звука приподнимается либо только кончик языка, либо его средняя часть, но в меньшей степени, чем при артикуляции мягкого звука. К примеру, в слове «гигант» при произношении первого [г'] между языком и нёбом образуется более узкая щель, чем при произнесении второго, твердого [г].
2
Произношение губных твердых согласных на концах слов отличается более плотным смыканием губ, чем этого требуют мягкие согласные. Попробуйте произнести «ряб - рябь», «топ - топь» и сравните степень напряжения губ.
3
Особое место занимает согласный [н]. Он не может быть твердым перед мягкими согласными [д], [т], [н] , а чаще произносится мягко и перед [з], [с], [ч], [ш’]. К примеру, слово «бубенчик» звучит - [буб'eн'ч'ик].
4
Звуки [ж] , [ш] , [ц] всегда произносятся твердо, [ч’] , [щ’], [й] - всегда мягко.
5
Отсортировать твердые согласные можно и по звукам, которые следуют непосредственно за нужной нам звуковой единицей. Перед буквами «е», «ё», «и», «ю», «я», «ь» любой согласный звук всегда мягкий. Перед всеми остальными буквами – твердый.
6
Всегда твердыми являются [т], [д], [б] на конце приставок, если за ними следуют мягкие губные звуки или твердый знак. Пример: «отпить»- [отп'ит'], «обвинять» – [обв'ин'ат' ].
7
Звук [р] всегда твердый перед мягкими зубными и губными, а также перед [ч], [ш’]. Пример тому: «борщ»- [борщ'].
8
Есть определенные слова, в которых, не смотря на последующий смягчающий гласный [е], согласный звук произносится твердо, например «купе», «свитер», «отель» будут звучать [купэ'], [ св'итэ'р], [отэ'л'] соответственно.
Источники:
  • твердые слова примеры
Полезный совет
Чтобы не путаться в дальнейшем, запишите условные цвета. Они могут быть заданы педагогом. После составления модели очень полезно ее записать, особенно если вы занимаетесь с ребенком.

Составление моделей может превратиться в интересную игру с детьми и даже со взрослыми. Составьте модель и предложите игрокам угадать слово. Если они затрудняются, можно обозначить круг понятий, к которому это слово имеет отношение.
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500