Инструкция
1
Выбрав для измерения рынок или его сегмент, обязательно поставьте рамки географические (т.е. рынок определенной территории) и хронологические (т.е. временной отрезок – чаще всего это квартал или год).
2
Начать можно с любого из трех пунктов. Например, с ресурсов рынка. Основных ресурсных групп три:
- Первая – занятые на этом рынке люди. Описываются эти ресурсы статистически: через функциональную структуру (руководители, потребители, наемные работники и т.д.) и через социально-демографическую (пол, возраст, социальные тяготения и т.д);
- Вторая группа – материальные и производственные ресурсы (в абсолютном, не денежном выражении): материалы, необходимые для производства товаров или выполнения услуг, для сервисных и ремонтных работ, оборудование, станки и т.д.
- Третья группа – медийный ресурс рынка, т.е. степень присутствия (частоты упоминания в разных контекстах) компаний, присутствующих на рынке, топ-менеджеров, высказываний потребителей, рекламы в СМИ.
3
Оценка сделок на рынке производится также тремя основными способами: измерением параметров сделок в финансовом выражении – распределения сделок по средней сумме, по группам (потребительские, В2В), по предмету сделок. Два других инструмента – это оценка объема рынка (т.е. сколько товаров или услуг реально потреблено) и его емкости (т.е. платежеспособного спроса). Объем и емкость рынка оцениваются также структурно – долями, по ведущим игрокам, – и динамически, как изменение на протяжении нескольких лет.
4
И, наконец, риски, вычисляемые как статистическая вероятность потери денег при вхождении в рынок нового игрока, при выходе с рынка, при выбросе на рынок нового товара или услуги, а также группа административных рисков (связанных с изменением законодательства, смене местной исполнительной власти, а также управленческой реорганизации). Риски оцениваются как в процентах вероятности потери, так и в вероятных суммах потерь при наступлении тех или иных неблагоприятных событий.