Совет 1: Как написать сценарий документального фильма

Среди профессионалов документального кинематографа уже давно ведется дискуссия: нужно ли писать сценарий фильма до начала съемок или нет? Некоторые авторы пишут сценарии только после съемок - они утверждают, что невозможно заранее предсказать, как пойдет развитие событий, ведь в документальном кино главный режиссер - сама жизнь. Другие настаивают, что, даже снимая фильм методом кинонаблюдения, нельзя отказываться от сценария.
Вам понадобится
  • - учебные пособия;
  • - примеры сценариев;
  • - компьютер.
Инструкция
1
Определитесь с форматом будущего фильма. Весьма условно документальное кино можно разделить на телевизионное и авторское. Первое предполагает наличие жесткого сценария, продуманных сюжетных ходов. Как правило, в телевизионных фильмах герои дают интервью. Авторское кино отличается ярко выраженным видением режиссера, отказом от шаблонов, использованием нестандартных методов съемки (например, методом длительного кинонаблюдения). Обратите внимание: разграничение очень условно - оба формата могут весьма эффективно взаимодействовать.
2
Сформулируйте тему и идею будущего фильма. Определитесь, кто будет сниматься в фильме и где будут проводиться съемки. Напишите сценарную заявку, в которой будет кратко изложен синопсис фильма, его тема и идейное содержание. Сценарная заявка поможет отсечь всё лишнее и выкристаллизовать самое основное.
3
Прежде, чем приступить к написанию сценария, изучите предмет в теории. Прочитайте статьи, книги, учебные пособия о написании сценариев для документального кино. Познакомьтесь с теорией драмы Аристотеля (Аристотель "Поэтика") - из этой книги вы узнаете об основных законах драматургии. Впоследствии вы можете нарушать законы, идти по своему пути, но, прежде, чем нарушать законы, надо их узнать.
4
Найдите примеры законченных сценариев к уже снятым документальным фильмам. Сравните сценарий и готовый фильм. Таким образом вы получите важный опыт, поучаствуйте в своего рода мастер-классе.Больше смотрите хороших документальных фильмов. Постарайтесь найти качественное фестивальное кино. Просмотр фильмов - один из важнейших элементов в обучении сценарному мастерству.
5
Больше смотрите хорошие документальные фильмы. Постарайтесь найти качественное фестивальное кино. Просмотр фильмов - один из важнейших элементов в обучении сценарному мастерству.
6
Приступайте к написанию своего сценария. В нем должно быть прописано, как и где будут сняты герои (интервью, наблюдение, репортаж и др.), в каких ситуациях и событиях они проявятся. Конечно, заранее невозможно узнать, как пойдет та или иная съемка, поэтому в сценарии пропишите, как вы это видите, как предположительно может быть. Но при этом избегайте постановочных, заранее спланированных сцен. Вы пишите сценарий неигрового фильма, поэтому не стоит заставлять героев специально говорить что-то на камеру. Постановка уместна, если нужно снять реконструкцию или иллюстрацию событий.
7
Основа хорошего сценария - интересно придуманная композиция фильма, или, по-другому, сценарный ход. Его нелегко найти, но, если он всё-таки найден, - это половина успеха. Необычное начало или конец, яркий лейтмотив, параллельная сюжетная линия могут быть залогом удачной композиции. Если вы используете такой ход, следите за тем, чтобы все остальные сюжетные линии не "распадались" ,чтобы вся сценарная конструкция подчинялась центральном сценарному ходу.

Совет 2: Как написать сценарий фильма

Одни сценарии пишутся годами, другие за неделю. Но в каждом случае этот процесс подразумевает несколько этапов.
Инструкция
1
Идея. Сначала нужно одной фразой сказать, о чем будет этот фильм? Например, "Матрица" - фильм о том, как люди борются с машинами, которые контролируют сознание человечества. Идея - это зерно, концентрат фильма. Найти новую идею для сценария фильма - одна из самых сложных задач. Это может быть реальная история, а может быть и вымысел.
2
Синопсис. Краткий пересказ сюжета, который занимается страничку-полторы, тритмент - чуть больше. Синопсис пишется простыми фразами. Например, "Нео ничего не знал о себе, но Морфеус отправил Тринити, чтобы она вступила с ним в контакт, но вмешались таинственные агенты". В интернете есть немало примеров синопсисов, как от малоизвестных авторов, так и от мэтров.
3
Поэпизодник, или поэпизодный план. Синопсис "разбирается" на несколько десятков сцен, в которых уже детально прописывается действие фильма. В заголовке сцены важно прописывать натурные съемки или интерьерные, место и время действия. Например, ИНТ. КВАРТИРА ПЕТРА. ГОСТИНАЯ. НОЧЬ. Сцена может быть динамичной (с погонями и драками), она может представлять собой неспешный диалог разных людей, в ней могут быть показаны явления природы: медленные красивые восходы, полет птиц, передвижения животных. В фильме на полтора часа может быть до 200 эпизодов. Но в среднем эпизод длится около минуты.
4
Диалоги. После того, как поэпизодный план выстроен и сценарист внутренним взглядом уже видит кино, пора приступать к написанию диалогов. Они должны быть максимально приближены к устной естественной речи. Это в книгах беллетрист может позволить себе многостраничные монологи. В кино даже если герой должен кого-то обличить или в чем-то признаться, монолог должен быть насыщенным и динамичным.
5
Все зачеркнуть и переписать. Это правда. Хороший сценарий всегда переписывается раз пять, да и потом свои замечания оставляют редакторы, продюсеры и, разумеется, режиссеры. А иногда и актеры на съемочной площадке начинают импровизировать, спонтанно меняя текст. А что поделать? Кино - это коллективное творчество. И в этом его прелесть!
Видео по теме
Обратите внимание
Сцена́рий — литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма. Сценарий в кинематографе, как правило, напоминает пьесу и подробно описывает каждую сцену и диалоги персонажей.
Совет полезен?
Наймите сценариста. Также вы можете найти кого-то другого для написания сценария к вашему фильму. Если у вас интересная идея, но вы не сильны в писательской деятельности, то найдите того, кто силен. Безработных сценаристов почти столько же, сколько и безработных актеров. Но будьте внимательны: большинство из них не напишут вам ничего стоящего. Вашей целью является встретить самого лучшего из них.
Источники:
  • Блог ТВ-редактора Ирины Кемарской "Пишем телесценарий"
Видео по теме
Обратите внимание
Данная статья не может быть использована как прямое руководство к действию. Написание сценария для документального фильма - дело трудное, поэтому лучше пройти обучение на сценарных курсах (еще лучше - поступить на сценарный факультет) или самостоятельно изучить специальную литературу.
Источники:
  • Сценарий документального фильма
  • как найти документальный фильм
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500