Инструкция
1
Если перед вами стоит задача провести небольшое исследование, основанное на малой выборке, не претендующее на строгую репрезентативность, производите отбор элементов более тщательно, соблюдая все критерии и условия эксперимента. В случае большой выборки, которая представляет значительный объект исследования (к примеру, население крупного административного центра), предусмотрите возможность замены отдельных элементов выборки.
2
Составляя малую выборку объектов, составьте перечень ее элементов в виде списка опрошенных респондентов; текстов, прошедших анализ; объектов, подвергнутых наблюдению и так далее. В отличие от малой выборки, большая, как правило, анонимна и не предоставляет возможности работы с поименованным перечнем.
3
Для малой выборки представьте результаты обработки информации в относительных долях или процентах, а также в абсолютных величинах. Большая выборка, как правило, не позволяет представлять результаты в абсолютном виде. Проценты высчитывайте с разумной степенью точности, то есть до целых значений.
4
Составьте алгоритм отбора элементов в совокупность выборки. Старайтесь, чтобы список всех элементов был как можно более однородным. Такому критерию соответствует, например, алфавитный список. При наличии алфавитного перечня используйте алгоритм случайного отбора с помощью генератора случайных чисел. Второй способ – применение механического отбора, когда вначале вычисляется шаг (как частное от деления объема генеральной совокупности на объем выборки), а затем отбирается требуемое число элементов.
5
При построении выборки для наблюдения и контент-анализа вначале сформируйте представление о структуре объекта наблюдения. Если объектом выступают некие массовые явления, уточните данные о месте и времени их проведения, о регулярности события. Если события не носят регулярного характера, пересмотрите стратегию исследования и остановите выбор на методе сплошного исследования или методе основного массива.