Совет 1: Как построить выборку

При проведении социологических исследований широко применяются математические методы. При массовом обследовании тип выборки определяется на стадии программирования. Чаще всего используется выборочный метод и квотная выборка. Главный недостаток последней в том, что она носит неслучайный характер. Поскольку строго случайная выборка, отражающая параметры генеральной совокупности – редкость в социологии, при моделировании социальных объектов имеет значение корректное построение выборки.
Инструкция
1
Если перед вами стоит задача провести небольшое исследование, основанное на малой выборке, не претендующее на строгую репрезентативность, производите отбор элементов более тщательно, соблюдая все критерии и условия эксперимента. В случае большой выборки, которая представляет значительный объект исследования (к примеру, население крупного административного центра), предусмотрите возможность замены отдельных элементов выборки.
2
Составляя малую выборку объектов, составьте перечень ее элементов в виде списка опрошенных респондентов; текстов, прошедших анализ; объектов, подвергнутых наблюдению и так далее. В отличие от малой выборки, большая, как правило, анонимна и не предоставляет возможности работы с поименованным перечнем.
3
Для малой выборки представьте результаты обработки информации в относительных долях или процентах, а также в абсолютных величинах. Большая выборка, как правило, не позволяет представлять результаты в абсолютном виде. Проценты высчитывайте с разумной степенью точности, то есть до целых значений.
4
Составьте алгоритм отбора элементов в совокупность выборки. Старайтесь, чтобы список всех элементов был как можно более однородным. Такому критерию соответствует, например, алфавитный список. При наличии алфавитного перечня используйте алгоритм случайного отбора с помощью генератора случайных чисел. Второй способ – применение механического отбора, когда вначале вычисляется шаг (как частное от деления объема генеральной совокупности на объем выборки), а затем отбирается требуемое число элементов.
5
При построении выборки для наблюдения и контент-анализа вначале сформируйте представление о структуре объекта наблюдения. Если объектом выступают некие массовые явления, уточните данные о месте и времени их проведения, о регулярности события. Если события не носят регулярного характера, пересмотрите стратегию исследования и остановите выбор на методе сплошного исследования или методе основного массива.

Совет 2: Как делать выборку данных

Если вы решили провести социологическое исследование, вам необходимо будет знать о том, как формируется выборка. Выборка данных представляет собой совокупность полученных ответов всех респондентов, принявших участие в исследовании.
Вам понадобится
  • респонденты
Инструкция
1
Сразу стоит отметить, что любая выборка имеет две характеристики – количественную и качественную.
2
Качественная характеристика отражает значимые переменные, характеризующие респондентов. Например, возраст, пол, национальность, профессия – могут качественно отражать выборку.
3
Для того, чтобы выводы, полученные по результатам выборки, можно было считать достоверными и распространять на всех схожих по значимым переменным людей (все ученики одной школы, все женщины страны), выборка должна отвечать требованиям репрезентативности. То есть включать в себя самых разнообразных представителей изучаемого нами общества.
4
Количественная характеристика выборки – это ее объем, те люди, которые приняли участие в исследовании. В зависимости от масштаба исследования и выбранного вами способа обработки данных (первичная обработка данных или вторичная с применением математических статистических критериев и методов).
5
Минимальное число респондентов, на основании мнений и данных которых можно делать научные выводы – 25-30 человек. Но, конечно, для серьезных работ (магистерские, диссертации) этого будет недостаточно. К тому же, вам понадобятся две равночисленные выборки, если вы хотите сравнивать группы по уровню признака, полученного опытным путем.
6
Также в исследовании может принимать участие только одна выборка, а ее результаты будут сравниваться до и после предъявления значимого стимула. Например, уровень стрессоустойчивости спортсменов до и после проведения с ними психологического тренинга.
7
Допустим и тот случай, когда экспериментальные результаты выборки сравнивают с теоретическими нормами, взятыми из литературных источников.
8
Также вы можете сравнивать свою выборку с контрольной группой – уровень стрессоустойчивости спортсменов, с которыми работал психолог и аналогичный показатель у спортсменов без психологического сопровождения.
Совет полезен?
Для предоставления результатов выборки активно используйте графические методы - графики, таблицы,гистограммы.
Источники:
  • Выборки. Типы выборок. Расчет ошибки выборки.
Видео по теме
Обратите внимание
При проведении контент-анализа документов (массовых периодических изданий, личных документов и так далее) вначале определите временной интервал и оцените общее число публикаций в этом интервале. После этого рассчитайте частоту отбора документов случайным или механическим способом.
Источники:
  • Как провести учебное социологическое исследование
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500