Совет 1: Как рассчитать вероятность

Вероятность есть статистическая мера возможности. Почему статистическая? Потому что, с практической точки зрения, вам придется иметь дело с множеством (или множествами) событий, одно или несколько из которых в определенных условиях более возможны, чем остальные. Вот это «более» или «менее», выраженное математически – и есть вероятность.
Инструкция
1
Классическая формула вероятности (формула Лапласа) такова:
P(A) = M/N, где
P(A) – вероятность события А
M – число элементарных событий, благоприятствующих событию А
N – число всех элементарных событий.Два простейших примера. В ситуации бросания монеты, когда нужно рассчитать вероятность выпадения «решки» (события А), благоприятствует событию А оно само. Если же требуется вычислить вероятность выпадения четных граней при бросании кубика, благоприятствующих элементарных событий будет три (поскольку могут выпасть три четных числа). Соответственно, вероятности события А будут 0.5 и в первом, и во втором случаях.
2
Еще пару слов про возможности. В теории вероятности событие, которое произойдет обязательно, называется «достоверным» (вероятность равна единице). Противоположное достоверному – «невозможное» событие (вероятность равна нулю). Событие, которое может случиться, а может и не произойти, называется «случайным» (вероятность случайного события 0
3
Существует еще одно определение вероятности (точнее говоря, геометрическая интерпретация вероятности):P(A) = Q/S, где
S – площадь фигуры, на которую случайным образом бросается точка
Q – часть площади фигуры S, на которую попадает точка.
P(A) – вероятность попадания случайно брошенной точки на площадь Q.
4
Классическая задача на геометрическую вероятность: пусть дан квадрат, в который вписана окружность. В квадрат бросают точку; вероятность того, что она попадет в круг, равна отношению площадей круга и квадрата (решение задачи см. на рисунке).

Совет 2: Как рассчитать достоверность

Чтобы сравнить две выборки, взятые из одной генеральной совокупности, либо два различных состояния одной и той же совокупности, используется метод Стьюдента. С его помощью можно рассчитать достоверность различий, то есть узнать, можно ли доверять проведенным измерениям.
Инструкция
1
Для того чтобы правильно выбрать формулу расчета достоверности, определите величину групп выборок. Если количество измерений больше 30, такая группа будет считаться большой. Таким образом, возможно три варианта: обе группы малые, обе группы большие, одна группа малая, вторая – большая.
2
Кроме того, вам понадобится знать, зависимы ли измерения первой группы с измерениями второй. Если каждая i-ая варианта первой группы противопоставлена i-ой варианте второй группы, то они называются попарно-зависимыми. Если же варианты внутри группы можно менять местами, такие группы называются группами с попарно-назависимыми вариантами.
3
Для сравнения групп с попарно-независимыми вариантами (хотя бы одна из них должна быть большой), воспользуйтесь формулой, представленной на рисунке. С помощью формулы вы сможете найти критерий Стьюдента, именно по нему определяют доверительную вероятность различия двух групп.
Формула расчета критерия Стьюдента для попарно-независимых групп
4
Чтобы определить критерий Стьюдента для групп небольшого размера с попарно-независимыми вариантами, применяйте другую формулу, она представлена на втором рисунке. Число степеней свободы рассчитывается так же, как и в первом случае: сложите объемы двух выборок и вычтите число 2.
Формула расчета критерия Стьюдента для малых групп
5
Сравнить две малые группы с попарно-зависимыми результатами можно при помощи двух формул, на ваш выбор. При этом число степеней свободы рассчитывается иначе, по формуле k=2*(n-1).
Формулы расчета критерия Стьюдента для попарно-зависимых групп
6
Далее определите доверительную вероятность по таблице t-критериев Стьюдента. При этом учтите, чтобы выборка была достоверной, доверительная вероятность должна быть не менее 95%. То есть найдите в первом столбце свое значение числа степеней свободы, а в первой строке – рассчитанный критерий Стьюдента и оцените, меньше или больше полученная вероятность 95%.
7
Например, вы получили t=2,3; k=73. По таблице определите доверительную вероятность, она больше 95%, следовательно, различия выборок достоверны. Другой пример: t=1,4; k=70. По таблице, чтобы получить минимальное значение достоверности 95%, для k=70, t должно быть равно хотя бы 1,98. У вас же оно меньше - всего 1,4, поэтому различие выборок недостоверно.
Источники:
  • достоверность формулы
Источники:
  • рассчитать вероятность события
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500