Совет 1: Игра на гитаре: как научиться импровизировать

Играть строго по нотам - дело важное, но не столь интересное, как импровизация. Вот оно - подлинное самовыражение через инструмент. Чтобы звуки, извлекаемые вами с помощью гитары, были по-настоящему гармоничными и прекрасными, стоит немного углубиться в музыкальную теорию, трактующую понятие импровизации.
Инструкция
1
Как всегда в блюзовой традиции, все начинается с пентатоники. Для песен в ля-миноре этот ряд таков: Ля, До, Ре, Ми, Соль. Эти ноты можно играть в любой последовательности, в любых сочетаниях - все это будет звучать гармонично. Разумеется, зная пентатонику для одной тональности, можно построить этот ряд для любой другой.
2
Чтобы расширить пентатонику до блюзового ряда, нужно добавить всего две ноты: Ре диез и Соль диез. Правда, эти две ноты стоит использовать несколько осторожнее. Они больше подходят на роль проходящих при движении вверх, нежели для завершающих нот, попадающих на сильную долю.
3
В гамме Ля-минор остается еще две ноты - Си и Фа - которые также можно использовать для импровизации. Таким образом, очерчено поле возможных свободных вариаций на гитаре. Запомнив их, можно играть без нот и не ошибаться, извлекая всегда гармоничные звуки.
4
Изучение игры на гитаре начинается с разучивания фрагментов произведений, но останавливаться на нем не должно. Очень скоро вы заметите, что многие авторы используют уже знакомый вам набор нот, добиваясь различного звучания. Постарайтесь не только копировать исполнение звезд, но и анализировать, изучать его.
5
В овладении искусством импровизации помогут и такие технические упражнения, как игра по ступеням аккорда (под аккомпанемент играются ноты, являющиеся ступенями текущего аккорда в соответствии с различными ритмическими рисунками).
6
Импровизация далеко не всегда имеет отношение к джазовой или блюзовой музыке. Не меньший интерес представляет свободное фантазирование на тему классических произведений. Начать импровизировать на гитаре в классической манере несложно: возьмите любой фрагмент, который вам нравится, и хорошенько его разучите. Когда будете способны играть по памяти, начните делать небольшие отступления, дополняя мелодию собственными вариациями.

Совет 2: Как научиться импровизировать на гитаре

Импровизация – от латинского «непредвиденность» - в узком смысле умение сочинять мелодию на ходу на основе гармонической последовательности ритма или другой «канвы». Однако умение импровизировать приходит к музыканту не в первые уроки, а лишь по достижении определенного опыта и знаний.
Инструкция
1
Освойте полный курс обучения игре на инструменте: базовые техники, штрихи, музыкальная теория, история, сольфеджио и инструментовка. Чем больше вы знаете, тем шире арсенал средств, которыми вы сможете оперировать в будущем при импровизации.
2
Попросите партнера по музыкальному коллективу сыграть для вас цепочку аккордов несколько раз. Это может быть одна из стандартных цепочек, описанных ниже, или ваша собственная. Главное – чтобы каждый аккорд длился определенное количество тактов, а общее количество тактов было кратно четырем или восьми.
Фригийский ход: Am, G, F, E7.
Золотая секвенция: Am, Dm, G, C, F, Bdim, E7, Am.
Джазовая вертушка: C, Am, F, G.
Вариант джазовой вертушки: C, Am, Dm, G.
Другой вариант вертушки: C, A, D, G7.
Последовательность, не имеющая названия: Am, F, G, E7.
Все аккорды можно транспонировать в другую тональность – поднять или опустить на любой интервал по вашему желанию.
3
Пока ваш партнер играет выбранную вами гармоническую последовательность, начните играть ступени пентатоники ля-минора. Применяйте различные техники: легато, стаккато, теппинг, флажолеты. Меняйте ритмику так часто, как сочтете нужным. Прислушивайтесь к партнеру. Обращайте внимание, какие ходы звучат красиво, а какие фальшиво. Используйте хроматизмы – повышение или понижение ступени на полтона. Эти побочные звуки особенно приятно звучат в форшлагах и подтяжках.
4
В групповой импровизации в какой-то момент вам придется отойти на задний план: оставьте мелодию, играйте только аккорды. Ваш партнер перехватит инициативу. Слушайте его, перенимайте его достоинства, отмечайте недостатки.
5
Постепенно усложняйте импровизацию: добавляйте сложные размеры, триоли, удлинения квадрата и т.д. Используйте все средства, которые знаете, но в умеренных количествах: импровизация на гитаре не должна превратиться в показ своих технических возможностей. Это средство выражения музыкальной мысли.
Обратите внимание
Наличие музыкального образования отнюдь не всегда означает способность импровизировать. Иногда совсем наоборот: классическая школа готовит исполнителей, а не авторов музыки. Однако знание нотной грамоты существенно облегчает развитие навыков свободной игры без партитуры.
Полезный совет
В обучении музыке есть два основных инструмента: слушать и воспроизводить. Чем больше вы будете заниматься, тем богаче будет ваш собственный багаж импровизационных схем и ходов.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500