Совет 1: Как научить произносить букву р

Ваш ребенок слегка картавит? Легкие недочеты в звукопроизношении можно попробовать исправить и дома, с помощью тех же упражнений, что и у логопеда. Организуйте ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, недлительные и увлекательные, вместе у вас все получится!
Вам понадобится
  • Зеркало для ребенка.
  • Ложечка.
Инструкция
1
Начинайте с короткой дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения учат продолжительности, силе и правильному распределению выдоха. Правильное дыхание дает запас воздуха в легких для произнесения отрезков речи различной длины. Главные правила – занимайтесь в проветренном помещении, и в перерывах между едой, а также одевайте ребенка в свободную одежду и следите, чтобы он во время занятий не напрягал плечи и руки. Наберите таз с водой и устройте соревнования – выдыхаемым воздухом гоняйте легкие предметы: кораблики, бочонки из-под киндер-сюрпризов, мячики пинг-понга. Практически то же делается в упражнении «Футбол»: мячики пинг-понга задувайте в сконструированные ворота. Задувайте настоящие или воображаемые свечи. Пускайте мыльные пузыри. Поиграйте в «Буль-бульки»: налейте в два стакана воды, один – почти полный, второй – менее чем на половину. Возьмите коктейльные соломинки и предложите ребенку дуть в воду через соломинку так, чтобы вода не расплескалась. Значит, в один стакан нужно будет дуть слабо, а во второй можно дуть и сильно.
2
В качестве разминки выполняйте чередование нескольких статических и динамических упражнений для языка. Статические – это упражнения, в которых положение языка фиксируется на 10 секунд. Например, «Птенчики»: рот широко открыть, язык спокойно лежит в ротовой полости. В упражнении «Лопаточка» рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Также предложите ребенку вытянуть язычок жалом (язык узкий, напряженный), сделать чашечку языком (передний и боковой края языка подняты, но не касаются зубов), свернуть язычок трубочкой (боковые края загнуты вверх). Динамические упражнения выполняются в движении: предлагайте делать маятник язычком от уголка к уголку растянутых губ, медленно цокать подобно лошадке, изображать змейку, вытягивающую напряженный язык-жало и быстро убирающую вглубь рта, облизывать широким языком губы верхнюю и нижнюю по кругу, будто они намазаны вареньем.
3
Используйте комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука «р». Он нацелен на отработку специфических движений языка – подъема спинки вверх, подвижности кончика языка, а также умения формировать непрерывный воздушный поток по середине языка. При этом следите, чтобы нижняя челюсть и губы были не подвижны. Перечень упражнений:

• «Чистим зубы» (широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону).

• «Маляр» (улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад)

• «Кто дальше загонит мяч» (улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук "ф", сдуть ватку на противоположный край стола)

• «Индюк» (приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и широким краем языка поглаживать ее, не отрывая. Темп – от медленного к быстрому, и добавить голос, пока не послышится «бл-бл», как у индюка).

• «Барабанщики» (улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, на выдохе многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук "д", темп варьировать).

Совет 2: Как научиться выговаривать букву р

Речевые дефекты — довольно распространенное явление. Проблема возникает из-за глотания некоторых букв и звуков еще в детстве. Многие родители думают, что это пройдет само собой. В редких случаях дефект исчезает, но чаще всего уже взрослые люди все так же не могут выговорить букву «Р».

Как научиться выговаривать букву «Р»

Детское мышление намного гибче, нежели у взрослого. Именно поэтому исправить какие-то дефекты речи намного проще ребенку. Уже к году малыш произносит многие буквы и слоги. И родителям важно обращать внимание, не путает ли ребенок в первые годы своей жизни буквы, не глотает ли звуки. Принято считать, что для произношения самой сложной буквой является буква «Р». Родителям важно знать, что иногда причиной невозможности произнести определенные звуки являются индивидуальные особенности ребенка.

Вызвать осложнения выговаривания отдельных звуков могут форма языка, недостаточно сильные мышцы вокруг рта или маленькая уздечка. Проблема произношения буквы «Р» может возникнуть и из-за неправильного расположения зубов. В таком случае помочь может только стоматолог, назначив специальную пластину для коррекции. И если не решить эту проблему в юности, будет намного тяжелее решить её будучи взрослым. Чтобы устранить картавость, необходимо понять причину, и лишь после этого начать борьбу. Помочь родителям устранить дефекты речи без хирургического вмешательства может логопед.

Невозможность произнести букву «Р» — это проблема, приносящая довольно большое количество неудобств как в детском возрасте, так и во взрослом. Помимо формирования комплексов на фоне дефекта речи, таким людям впоследствии невозможно освоить некоторые профессии.

Детям эту проблему поможет решить логопед, но взрослому исправить дефект намного сложнее. Из-за того, что речевой аппарат взрослого человека уже приучен к определенным действиям, переучиваться будет намного сложнее. Потребуется немало усилий и времени.

Чтобы научиться выговаривать букву «Р» надо:

  • Найти несколько скороговорок, тренирующих букву «Р». Прекрасными примерами являются Карл, крадущий кораллы у подруги Клары или Грека, который, не задумываясь, опустил за раком руку в реку. Такие скороговорки помогут натренировать артикуляционный аппарат. Не зря же их часто учат вместе с маленькими детьми. Для практики будет хватать 5 скороговорок.
  • Не надо избегать слов, в составе которых есть буква «Р». Необходимо побороть свои комплексы. В противном случае проблема будет хоть и замаскирована, но в результате только усугубится.
  • Необходимо делать ежедневно упражнения перед зеркалом. Во время произношения таких сочетаний, как «ла» и «та», важно смотреть, в каких положениях находятся губы и язык. Нельзя допускать глотания звуков.

Упражнения для буквы «Р»

  1. Чтобы воздух выпускался наружу, а не оставался в горловине, необходимо улыбнуться, поднять язык к небу и выпустить воздух, открыв рот.
  2. Чтобы улучшить подвижность кончика языка, который при произношении буквы «Р» должен вибрировать, нужно улыбнуться, максимально натянув рот и выпустив язык, начать его осторожно прикусывать.
  3. Чтобы растянуть уздечку, нужно открыть рот и постараться дотянуться языком поочередно то до кончика носа, то до подбородка.
  4. Чтобы растянуть связки, нужно произносить языком цокающие звуки.
  5. Высунув язык за пределы зубов до середины, нужно попробовать длительно произносить звук «З». Потом повторить этот же звук, но уже прижавши язык к небу.

Такие рекомендации будут полезны тем, кто хочет научиться выговаривать букву «Р» независимо от возраста.

Видео по теме
Полезный совет
Для закрепления навыков проводите занятия 3-4 раза в день, примерно по 3-5 минут, ежедневно. В одном занятии используйте не более 2-3 упражнений, делая повторы по 5-7 раз.
Если у ребенка не получается повторять по образцу, помогайте ему механически, с помощью черенка ложечки.
Источники:
  • Проведение артикуляционной гимнастики
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500