Инструкция
1
Развивать критическое мышление нужно начинать с самых ранних лет. Уже в детском саду или в младшей школе постарайтесь «навести порядок» в знаниях ребенка. Сейчас детям приходится быстро усваивать огромное количество знаний, и все эти сведения об окружающем «путаются в голове». Если спросить у малыша, у которого еще не сформирован навык критически мыслить: «Сколько будет 2х2?», он тут же выкрикнет: «8! А может 9? Нет, 10», то есть попросту будет перебирать все возможные ответы. Если же развивать навык критического отношения к своим знаниям, то ребенок сможет отсеивать неверные ответы: «не 8, не 6, а 4!» Какие упражнения можно использовать?
2
Используйте игровые формы заданий. Ребенку должно быть интересно отличать правильное от неправильного, поэтому можно, например, поставить такое условие: «Сейчас я расскажу тебе одну сказку. Но если ты заметишь, что такого не может быть, скажи: так не бывает. В море жил маленький зайчик. Его лучшим другом был волк Вася…» И так далее. Чем старше ребенок, тем сложнее должна быть сказочная ситуация. Так, в веселой и непринужденной форме вы научите малыша отличать возможное от невозможного, а значит, подтолкнете его к развитию умения мыслить критически.
3
Примените методики развития с использованием картинок. Например, на картинке изображено смешение времен года, несуществующее животное или какое-либо невозможное событие. Спросите у ребенка: что напутал художник? Дети дошкольного возраста должны отличать возможное от несуществующего. Что интересно, даже прабабушки понимали необходимость развития критического мышления, рассказывая детям «небывальщины» - стишки, в которых описывались невозможные события.
4
Для более старших детей подготовьте карточки с математическими примерами, в которых допущены ошибки. Предложите ребенку поиграть в «учителя» и исправить ошибки красной ручкой. Как правило, детям это интересно, кроме того, такой тип заданий позволяет перейти от более конкретных примеров к абстрактным понятиям.