Инструкция
1
Стандарты в мерчендайзинге нужны чтобы:

- при открытии новой точки не приходилось создавать заново правила эффективной выкладки товара, который продает себя сам. Это позволяет быстро и успешно запустить магазин;

- обучение новых сотрудников было более быстрым и менее затратным;

- было проще проводить контроль за торговыми точками, поскольку появляются единые критерии оценки.
2
Разрабатывать единые стандарты можно как своими силами, так и с привлечением внешнего консультанта по мерчендайзингу. Лучший вариант – выделение одного из сотрудников, который работает вместе с консультантом. При этом работник предприятия помогает консультанту понять стратегию организации, узнать ее целевую аудиторию, а также делится с ним уже существующими наработками. Консультант на основе этого делится видением ситуации со стороны, выделяет слабые стороны маркетинга компании и предлагает способы их улучшения. Результатом совместного труда становится документ, называемый мерчендайзинг-буком.
3
Структура документа следующая:

1. Теоретическая часть. В ней отражаются общие основы мерчендайзинга и универсальные законы. В этом же разделе приводятся основные ошибки при выкладке и презентации товара.

2. Правила. В этом разделе указываются требования к оформлению входной группы, расположению товаров в зале; условия поддержания порядка на стендах и полках; основные положения презентации товара в зале; правила размещения ценников.

3. Планограмма. Схема выкладки и привязка товара к конкретному виду торгового оборудования.

4. Требования к санитарно-гигиеническому состоянию торгового зала, к освещению.

5. Принципы оформления витрин и информационного стенда.
4
Чтобы с документом было удобно работать, его распечатывают в виде буклет формата A5 для сотрудников торгового зала и формата А4 для центрального офиса.
5
При всей своей строгости, правила должны быть применимы в магазинах с различными архитектурными особенностями. В целях этого в буклете прописываются пояснения, в каких пределах персонал торговой точки может самостоятельно принимать решения.