Совет 1: Как списать задолженность

В процессе хозяйственной деятельности организаций случаются ситуации, когда заказчик или покупатель не оплатил ту или иную услугу (товар). Именно из этих неоплаченных сумм и формируется дебиторская задолженность. Случается и такое, что контрагент не имеет возможности оплатить этот долг вовсе. Что тогда делать?
Инструкция
1
Согласно Гражданскому кодексу, долг дебиторов, срок исковой давности которого закончен, подлежат обязательному списанию. Каков же этот срок? Все тот же нормативный акт гласит, что период, в который контрагент может обратиться с иском в суд, равен трем годам. Но тут следует заметить, что начинается его отчет с даты последнего платежа.
2
Также учтите, что в том случае, когда покупатель (заказчик) проводил сверку взаиморасчетов с вами, срок исковой давности вновь начинает свой отчет с даты подписания сверки.
3
В том случае, когда долг контрагента нереален к взысканию, списание возможно только лишь на основании нормативно-правовых документов. Например, в случае ликвидации вам необходимо взять выписку из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Ее вы можете заказать в ФНС.
4
Дебиторскую задолженность списывайте только в том случае, если у вас имеются на руках документы, подтверждающие ее, например, договора, акт, счет-фактуры, накладные.
5
Для того чтобы списать сумму долга, вам потребуется провести инвентаризацию задолженности. Приказом утвердите членов комиссии и сроки проведения проверки. После этого сравните все данные, перепроверьте суммы, номера документов, даты их составления.
6
После того как все перепроверено и выявлена общая сумма задолженности, вам необходимо результаты оформить в специальный акт (ИНВ-17), также вы можете составить справку, являющуюся приложением к данной форме. Акт с результатами инвентаризации подписывается председателем комиссии, а также всеми лицами, принимавшими участие в проведении инвентаризации.
7
Затем составьте письменное обоснование сложившейся задолженности, укажите причины ее возникновения, дату последнего платежа и перечислите все документы, подтверждающие ее наличие.
8
Все вышеперечисленные документы необходимо скрепить и на их основании составить приказ о списании задолженности дебиторов. В приказе укажите общую сумму, наименование контрагента и дату возникновения долга.
9
Списанные суммы дебиторской задолженности отнесите на финансовые результаты. При этом сумму отразите на дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», а кредитовый счет определите путем образования задолженности, например, если это задолженность покупателя, в кредите поставьте счет 60.
10
Даже когда вы списали задолженность, не стоит ее полностью аннулировать. Согласно Налоговому кодексу, суммы списанной дебиторской задолженности должны отражаться по счету 007. При этом в налоговом учете эти суммы будут уменьшать налоговую базу.

Совет 2: Как списать на убытки задолженность

В процессе ведения деятельности у предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей образуется дебиторская и кредиторская задолженности. Они возникают в соответствии с договорами поставщиков и покупателей, где прописываются условия поставки, а также сроки оплаты поставок. Неоплаченную дебиторскую и кредиторскую задолженность бухгалтер имеет право списать с бухгалтерского баланса предприятия.
Вам понадобится
  • документы компании, бланк формы бухгалтерского баланса, бухгалтерские документы, документы по покупателям и поставщикам.
Инструкция
1
Для того чтобы списать с баланса организации дебиторскую задолженность, необходимо признать долг нереальным для взыскания с покупателя. Бухгалтер представляет с налоговую инспекцию договора, накладные по покупателям, у которых образовались суммы долга, бухгалтерские справки о списании, приказ директора о возможности списания. Бухгалтер указывает суммы дебиторской задолженности в бухгалтерском балансе по дебету счета 91 и относит их к субсчету, где находятся прочие расходы компании. Задолженность считается списанной и отражается в расшифровке отдельных показателей прибылей и убытков по строке 007.
2
При списании дебиторской задолженности по сроку давности, бухгалтер аналогично указывает суммы долгов в бухгалтерском балансе, представляет в налоговый орган договора, накладные, подтверждающие возникновение задолженности, акты сверок с покупателями, бухгалтерские справки, распоряжение руководителя о списании сумм долга.
3
Если фирма покупателя ликвидировалась, дебиторская задолженность по ней может быть списана на основании документа об ее ликвидации, выписка из единого государственного реестра юридических лиц об исключении данной организации из него.
4
Для списания кредиторской задолженности по сроку давности, истечению срока исковой давности организации необходимо представить в налоговую службу акт инвентаризации по долговым обязательствам, договоры с поставщиками, по которым возникли долги, акты сверок с поставщиками. В балансе компании бухгалтер указывает суммы задолженностей по кредиту субсчета прочих доходов счета 91 бухгалтерского баланса. Списанная кредиторская задолженность отражается в расшифровке отдельных показателей прибылей и убытков.
5
Как дебиторскую задолженность, так и кредиторскую списывать с баланса предприятия не позднее, чем в отчетные периоды, когда появилось письменное основание для списания.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500