Инструкция
1
Эластичность спроса по цене показывает степень количественного изменения спроса при изменении цены на 1 %. Она рассчитывается как процентное отношение изменения величины спроса к изменению рыночной цены на товар.
2
Зависимость объема спроса от цены может выражаться по-разному. Если цена товара снижается на один процент, а приобретаемое количество товара увеличивается меньшими темпами, то говорят о неэластичном спросе. При эластичном спросе при снижении цены товара на 1 % спрос на него увеличивается наиболее быстрыми темпами. При единичной эластичности при уменьшении цены в два раза спрос также увеличивается в два раза, т.е. темпы снижения цены и темпы роста спроса одинаковы. Если спрос абсолютно не эластичный, то любое изменение цены никак не влияет на объем спроса.
3
Эластичность спроса по цене определяется несколькими факторами. На нее влияет наличие на рынке товаров-заменителей. Чем их больше, тем эластичнее спрос. К таким товарам относятся пищевые продукты. А вот, на соль, практически не имеющую заменителей, спрос неэластичен. Кроме того, эластичность зависит от доли доходов потребителя, приходящейся на данный товар. Чем она выше, тем больше эластичность. Эластичность спроса зависит также от степени необходимости данного товара для покупателя, разнообразия возможностей использования приобретаемого товара, времени приспособления к изменению цены.
4
Существует также коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене. Он показывает относительное изменение объема спроса на один товар при изменении цены на другой. Если данный коэффициент выше нуля, то имеет место взаимозаменяемость товаров, т.е. при повышении цены на один товар растет спрос на другой. Например, при повышении цен на картофель вырастет спрос на макаронные изделия.
5
Если коэффициент эластичности больше нуля, то говорят о взаимодополняемости товаров, т.е. при повышении цены на один товар спрос на другой падает. Например, при повышении цен на бензин снижается спрос на автомобили. При коэффициенте эластичности равном нулю товары являются независимыми, т.е. увеличение цены на один товар никак не влияет на уровень спроса на другой.