Совет 1: Как подготовить руку ребенка к письму

Навык письма – один из самых важных учебных навыков, которой должен сформироваться на первом году обучения. Как сделать так, чтобы для ребенка он не оказался трудным и сформировался красивый и легкий почерк? Вам придется приложить немного усилий, организовав 15-20-минутные занятия, но результат будет того стоить.
Вам понадобится
  • Мячи, скакалки, кисти, карандаши, мелки, ножницы, бумага для рисования, цветная бумага, клей, пластилин/соленое тесто, массажные шарики
Инструкция
1
Играйте с ребенком в мяч, учите прыгать на скакалке, организуйте подвижные игры для детей. Не случайно этот пункт поставлен первым, он имеет под собой физиологическое обоснование. Мышцы развиваются по направлению от центральных, крупных, к периферическим, мелким. Поэтому развитие мелкой моторики следует начинать с общей моторной (двигательной) ловкости ребенка.
2
Рисуйте с ребенком. Беритесь просто за рисование и постепенно предлагайте ребенку упражнения со штриховкой объектов, закрашиванием, обведением пунктирных линий. Штриховку учите делать в разных направлениях – косую, вертикальную, горизонтальную. Познакомьте ребенка с разными линиями: прямыми, кривыми, спиральными, зигзагообразными. Предлагайте их обводить, а затем рисовать и самому.
3
Рисуйте с ребенком на асфальте, на больших площадях бумаги (обоях, например), большими кистями, толстыми фломастерами и карандашами. Здесь, опять же, срабатывает правило – от крупных движений к мелким, от крупной моторике мышц руки к мелкой.
4
Давайте ребенку в руки ножницы. Учите вырезать предварительно нарисованные или распечатанные треугольники, квадраты, прямоугольники. Далее переходите к сложным для детской моторики фигурам – звездам, кругам, овалам. Наклеивайте вырезанные объекты в виде аппликации – ребенку будет интересно, ведь вы занимаетесь творчеством и создаете собственный шедевр.
5
Делайте ежедневно массаж ладошек и пальчиков ребенка. Вдобавок к стимуляции мышц руки, он стимулирует и зоны мозга, ответственные за речь. Давайте ребенку катать шарики (специальные массажные, гладкие и шиповатые).
6
Лепите вместе с ребенком. При удобном случае давайте мять и катать кусочки теста, или готовьте специальное, соленое тесто для лепки. Разминайте пластилин и лепите из него – колбаски, ягодки, яблочки, бусинки – все, что под силу малышу. Движения при лепке укрепляют мелкие мышцы руки.

Совет 2: Как подготовить руку ребенка к письму?

Как правильно подготовить руку к письму, занимаясь с дошкольником? Многие родители, занимаясь с детьми подготовкой к школе, задаются именно этим вопросом. Современные преподаватели с сожалением замечают, что первоклассники достаточно часто испытывают трудности в овладении начальными навыками письма.
Письмо – это навык, включающий в себя выполнение координированных и сложных для ребенка движений руки. Техника письма всегда требует, чтобы мелкие мышцы руки работали четко и слаженно. Не менее важно в овладении навыками написания букв и слов развитие произвольного внимания и визуального восприятия у ребенка.
В процессе подготовки руки к письму, многие замечают, насколько отличается поведение ребенка от поведения взрослого в процессе написания букв и слов. Многие первоклассники неправильно держат ручку, им сложно ориентироваться в тетради, при закрашивании и рисовании активно крутят лист бумаги во все стороны. Это говорит лишь о том, что они не имеют достаточного опыта и им сложно дается работа за столом.

При подготовке руки ребенка к письму, следует помнить, что у детей 5-6 лет развиты мелкие мышцы рук, координация движений также несовершенна, так как окостенение фаланг пальцев и запястий не закончено. Двигательные и зрительные анализаторы, непосредственно участвующие в воспроизведении и в восприятии букв, находятся только на стадии развития. Это объясняет, почему в самом начале обучения письму зачастую дети не различают в буквах элементов. Конфигурацию букв они не способны воспринимать полностью, и поэтому не замечают незначительных изменений в элементах ее структуры.

Насколько правильно проходит процесс подготовки, можно судить по тому, насколько сформирован весь комплекс подготовки: как сочетается темп и ритм речи с движениями руки и глаз, насколько выработано умение управлять рукой и пальцами. Если ребенок к семилетнему возрасту научится управлять пальцами и руками, находить печатные и письменные буквы в тексте и прописывать основные элементы букв, этого будет вполне достаточно для его дальнейшего обучения письму. Главное — не возраст ребенка, а его готовность к процессу обучения. Определить готовность можно по следующим признакам:
• умеет ли малыш читать;
• умеет ли он хорошо писать печатные буквы;
•хорошо ли подготовлена рука малыша к письму;
• имеется ли у него желание научиться писать «взрослыми» прописными буквами?

Обучение некоторых детей письму иногда сопровождается эмоциональным напряжением. Дети очень часто переживают первые неудачи и трудности. Многие родители отмечают, что рука ребенка как бы не слушается, линии не идут туда, куда нужно. В такой ситуации можно взять руку малыша в свою, и попробовать написать буквы вместе. Ребенок всегда имеет право на ошибку. На начальном этапе обучения очень важно вызывать у ребенка положительные эмоции, чтобы неудачи и ошибки не вызвали у малыша желание бросить занятия.
При подготовке к письму, нужно следить за сохранением у ребенка хорошей осанки и за тем, насколько правильна посадка во время занятий: ровные плечи немного опущены вниз; спина прямая, голова должна быть слегка наклонена. Ребенок не должен касаться стола грудью, чтобы не затруднять дыхание, локти не должны свисать.

Готовя руку к письму, занимаясь с малышом 3-4 лет, не стоит пренебрегать всевозможными пирамидками, матрешками, мозаиками, они помогут детским пальчикам окрепнуть, развить мелкую моторику. Его ручки станут подвижными и ловкими, и в дальнейшем письмо будет даваться намного легче.
Видео по теме

Совет 3: Подготовка дошкольников к письму

Из всех предметов, которые преподаются в первом классе, как правило, труднее всего дается ребенку письмо. Это связано с тем, что у малыша еще недостаточно развита мелкая мускулатура кисти, нет достаточного опыта выполнения графических заданий, просто отсутствует интерес к скучному и неинтересному предмету.

Чтобы ребенку было легче овладеть письмом, надо еще до школы тренировать руку. Еще в раннем детстве всячески поощряйте такие занятия, как складывание пирамидки, выкладывание мозаики, лепка, аппликация. Не спешите за ребенка застегивать и расстегивать пуговички: все это – упражнения, которые постепенно подготовят руку ребенка к письму. 

Купите малышу раскраску. Объясните ему, что надо как можно аккуратнее закрасить контур. Предупредите, что надо постараться не выходить за его пределы. 

Для ребят постарше хорошей тренировкой станут задания «дорисуй рисунок» или «соедини точки», которые позволяют развить пространственную координацию. Но помните: все занятия проводятся только по желанию ребенка. Если он не хочет – не заставляйте: этим вы только сформируете стойкое нежелание вообще брать в руки карандаш. Можно попробовать заинтересовать малыша яркой броской обложкой, интересным рисунком, новенькой пачкой цветных карандашей.

Очень полезны для дошколят игры с мелкими деталями, например, закручивание гаек для мальчиков или нанизывание бусинок для девочек, можно выполнять специальные упражнения для развития кисти руки.

Ближе к школе можно показать малышу различные виды штриховки и предложить заштриховать нарисованный контур. Еще одно интересное задание, которое дети обычно выполняют с удовольствием - скопировать рисунок, обведя его контуры по имеющимся точкам. 

Проводя занятия с малышом, не забывайте, что их продолжительность не должна превышать 10 минут. После этого обязательно нужен перерыв. Проследите, чтобы во время занятий ребенок правильно сидел, и чтобы тетрадка лежала под нужным углом.

Покупать ребенку школьные прописи и учить его с их помощью письму не стоит: если ребенок запомнит неправильное написание букв, то потом ему придется переучиваться, а это довольно сложно. В том случае, когда у малыша есть желание учиться, купите ему специальные прописи для дошкольников. И пусть ребенок как можно больше рисует: если он сумеет аккуратно изобразить домик, солнышко в небе, цветы, то и с письмом у него не будет особых проблем. 

Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500