Совет 1: Как подготовить и провести семинар

Перед вами встала задача проведения семинара? Не пугайтесь! Это отличное поле для проявления своих талантов. Семинар может быть и образовательным, и просветительским, и проблемным мероприятием, в зависимости от поставленных целей. Но в любом случае это – открытая форма взаимодействия и обмена опытом между участниками. Отталкиваясь от этого, вы можете применять любые методы и формы обучения, активизации мыслительных процессов и сплочения участников.
Вам понадобится
  • помещение,
  • приглашения,
  • канцелярские товары,
  • компьютер, интерактивная доска или флип-чарт,
  • раздаточные и информационные материалы
Инструкция
1
Уточните или определите тематику семинара, сформулируйте точное название, преследуемые цели и задачи, которые необходимо будет решить на семинаре. Запишите все это на листе бумаги. Уточните, кто будет являться участником семинара – какова будет целевая аудитория по роду занятий и уровню компетенций. Опираясь на это, вы можете выстраивать материал, определять вид подачи, будет ли он достаточно подробным, или ознакомительным.
2
Продумайте время, необходимое для проведения семинара. Тут уже влияют не только важность и сложность поставленных целей, но и ваши собственные ресурсы. Занимаемое время может быть от часа до двух дней. Соответственно, запланируйте перерывы и кофе-паузы, адекватные длительности семинара.
3
Составьте план семинара – какие вопросы и в какой последовательности будут затрагиваться. Самое важное – это, все-таки, содержание, уделите ему особое внимание. Подумайте, какую пользу получат все участники. Какие приемы будут использоваться – презентации ли, круглые столы, работа в группах, или иные, выбирайте исходя из поставленных целей. Учитывайте при составлении и компоновании содержания семинара правила подачи информации, волны работоспособности слушателей. Чередуйте видео- и аудиоматериалы, сопровождайте речь иллюстрациями. Продумайте подробно ход и логическое завершение семинара.
4
Приступайте к организационным вопросам. Подготовьте место проведения семинара. Заранее найдите помещение и договоритесь об условиях его использования. Ознакомьтесь с ним подробно, чтобы не тратить время на решение непредвиденных неприятностей во время семинара.
5
Заранее оповестите участников семинара о времени, месте проведения и условиях его проведения. Разошлите приглашения или поместите объявления в специальных изданиях, СМИ.
6
Подготовьте раздаточный материал: памятки, брошюры, анкеты, опросные листы. Предусмотрите расходные материалы: бумагу, ручки, карандаши, иные канцтовары. Для кофе-пауз подготовьте одноразовую посуду, чайник и, может быть, что-то еще, что позволяет ваш бюджет.
7
Во время проведения семинара будьте собраны, встречайте приглашенных доброжелательно, без суеты. Не позволяйте себе опаздывать или задерживать начало семинара. Поприветствовав, сообщите участникам о целях мероприятия, сориентируйте о запланированных перерывах. Во время проведения семинара вы можете опираться на ваш план, чтобы ничего не упустить. Держите раздаточный материал в порядке и в зоне досягаемости.

Совет 2: Как проводить семинарские занятия

Термин «семинар» имеет несколько значений. Если речь идет об учебном семинаре в школе или в вузе, то это особая форма проведения занятия, подразумевающая совместное обсуждение той или иной темы. Привычной форма семинара является для вузов. А вот в школе такое занятие относят к нетрадиционным формам урока.
Инструкция
1
Выберите тему будущего семинара. Как правило, такую форму занятия выбирают для освоения особо трудных или излишне широких тем, усвоить которые, просто прослушав лекцию и выполнив домашнее задание, будет довольно сложно. Конечно, было бы неплохо проводить семинары по всем темам учебного курса, но обычно этого просто не позволяет количество учебных часов.

Составьте список вопросов к семинару. Вопросы должны касаться основных позиций в изучении темы, раскрывать наиболее спорные и важные вопросы.
2
Такая форма проведения семинара особенно популярна в вузах. Раздайте участникам семинара список вопросов – это будет подразумевать, что каждый студент должен будет подготовить ответы на все эти вопросы. Тогда на занятии вы сможете спросить любого из участников, и он должен будет выдать вам ответ. Остальные могут дополнить его ответ или оспорить, если у них есть другие точки зрения.
3
Есть и другой вариант проведения занятия. Заранее раздайте студентам или школьникам темы устных сообщений, рефератов или проектов. Пусть каждый из них осветит какой-то один раздел данной темы и представит. После каждого такого сообщения проводите обсуждение услышанного.

Однако при такой форме семинарского занятия возникает опасность, что кто-то из выступающих не подготовится. Тогда вам придется либо самостоятельно освещать эту тему, либо вообще ее опустить.
4
В конце семинара обязательно подведите итоги проделанной работы. Попросите кого-то из студентов или школьников попробовать сформулировать вывод по той теме, которой был посвящен семинар. Помогайте отвечающему, если он начнет путаться, поправляйте его. Попросите участников семинара записать выводы.
Совет полезен?
Семинар – это не практикум, и говорить здесь должен не преподаватель, а участники. Преподаватель должен лишь помогать, подсказывать и направлять, чтобы все вместе участники пришли к какому-то определенному выводу и усвоили в процессе проведения семинара новые знания.

Оценивайте не только уровень подготовки учащегося к семинару, но и активность его участия в обсуждениях.
Видео по теме
Полезный совет
Соблюдайте деловой стиль в одежде.
Ведите себя уверенно, говорите громко и четко.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500