Вам понадобится
  • Если мы не ставим перед собой подобные задачи, а лишь хотим, чтобы нас лучше понимали и считались с нашим мнением, то будет полезно ознакомиться с основными понятиями и базовыми техниками воздействия на человека. В этом нам поможет NLP, или нейролингвистическое программирование.
Инструкция
1
Этап 1. Определение ведущей системы восприятия человека, то есть системы, которая является доминирующей при познании и восприятии мира человеком.
Эксперты определяют три основных: аудиальная, визуальная и кинестетическая. При доминирующей аудиальной системе человек большую часть информации воспринимает на слух - «слышит»; при визуальной – воспринимает образами - «видит»; при кинестетической – действиями - «делает». В подавляющем большинстве у человека присутствует смешанная система, то есть доминирующая дополняется вспомогательной. Например, «аудиал» нередко дополняет свое восприятие образами: «слышит шум бескрайнего синего моря».
Как же определить доминирующую систему человека? Он сам вам об этом скажет! Ибо вербальное (словесное) выражение своих мыслей и желаний свойственно только человеку. Итак, если человек, обращаясь к вам, говорит: «Послушай меня!», - это не только указание на его ведущую аудиальную систему, но и приглашение пообщаться с ним именно в рамках этой системы, то есть он хочет быть услышанным. Если же он говорит: «Посмотри на это!» - это означает, что он воспринимает мир глазами, и для него окружающие образы – основной источник информации о мире. Когда он предлагает: «Давай сходим куда-нибудь?» - это означает, что для него действие – привычное и комфортное состояние. Эти примеры – самые простые, но если вы будете внимательнее к высказываниям собеседника, вы найдете массу нюансов в проявлении его доминирующей системы.
2
Этап 2. Подстройка. Подстройка необходима для создания комфортной атмосферы и взаимопонимания с вашим собеседником, который должен понимать, что диалог ведется в «единой системе координат». Многие конфликты и недопонимание происходят именно потому, что люди оперируют разными категориями и не находят смысловой платформы для диалога.
Итак, вы внимательно слушаете собеседника, по словам-модераторам определяете, какая система является ведущей. Прислушивайтесь к существительным, прилагательным и глаголам. Чего больше? Как человек описывает события, людей, явления? Когда вы поймете, какая же система является ведущей, вы можете «подстроиться». Вы начинаете использовать в своей речи примерно те же слова и определения, синонимы и антонимы, восклицания и ритм речи, что и ваш собеседник. Сначала это будет довольно сложно, если ваша система не является «родственной». После некоторой практики вы легко сможете достичь необходимого уровня подстройки. Для начальной практики послушайте разговоры ваших коллег или окружающих людей, выступления политиков, интервью знаменитостей и т.п., проанализируйте их, выявите ведущую систему. Попробуйте написать текст ответной речи, сформулируйте вопросы для этого человека.
Важно, чтобы подстройка подкреплялпсь и другими методами. В первую очередь – подстройка жестами. Наиболее действенный способ – «отзеркаливание». Например, человек, сидя перед вами, сомкнул ладони. Сомкните и вы. Закинул ногу на ногу – закиньте и вы, только ту же, что и собеседник. Если поправляет волосы или смотрит на часы – «отзеркальте», но не сразу и явно, а через некоторое время. Другими словами, вы даете ему понять, что вы – «свой». Кроме жестов, вы должны учитывать ритм дыхания и речи, громкость голоса, интонации и многое другое. Дайте открыться своему собеседнику, и вы узнаете о нем гораздо больше, чем, возможно, он знает о себе сам.
3
Этап 3. Воздействие. Итак, вы определили ведущую систему вашего собеседника и поняли, на каком «языке» с ним следует общаться. Приступайте к воздействию. Если вы хотите высказать просьбу, пожелание, требование – опирайтесь на те же слова-операторы, которые он услышит, увидит, примет к исполнению. При этом используйте привычные для него жесты, интонации, скорость речи и особенности выражения своих эмоций, только ваш посыл должен быть несколько усилен: чуть более резкие жесты, чуть выше интонации и т.п. Манеру доведения до сознания своего собеседника ваших пожеланий вы можете выбрать сами (спокойно, агрессивно, умоляюще), но в любом случае это должно происходить в его «системе координат». Как только вы поймете, что ваш посыл принят и ваш визави готов к коммуникации, переходим к заключительному этапу.
4
Этап 4. Якорение. Эту технику можно определить как «закрепление пройденного материала». Как только вы поймете, что вы «на одной волне» с собеседником, нужно закрепить то, о чем удалось договориться. Даже если не удалось договориться, то техника якорения позволит «напомнить» о вашем разговоре в следующий раз.

Наиболее действенными в технике якорения являются тактильные ощущения, «якоря». Способов масса, и они выбираются, исходя из ситуации и уровня отношений с собеседником. Например, прогуливаясь с собеседником, в конце дискуссии слегка сжать его руку чуть выше локтя, или сжать его ладонь между своими ладонями. Это может быть особенный звук, например, легкий хлопок, какой-то особенный ваш жест, взгляд, то есть что-то, что будет ассоциировать тему вашей беседы именно с вами, это будет ваш персональный знак. Этот знак не должен быть навязчивым и должен находиться в «системе координат». Например, если вас «увидели», не следует говорить «созвонимся» или «пересечемся».

В следующий раз активируйте свой «якорь»: возьмите собеседника за локоть, напомните ему суть беседы в «системе его координат», продолжайте общение на той волне, на которой вашему собеседнику было комфортно. В скором времени ваши просьбы и пожелания будут исполнены, и вы поймете, что своих целей можно с успехом добиваться без скандалов, упреков и оскорблений.