Совет 1: Как составить в письменной форме договор

Каждый хотя бы несколько раз в жизни сталкивается с необходимостью составить договор. Это может быть договор купли-продажи недвижимости, договор на оказание какого-либо вида услуг, брачный договор и др. Чтобы сделать это грамотно, не обращаясь за помощью к юристам, важно знать существенные условия составляемого договора.
Инструкция
1
Согласно гражданскому законодательству, вы вправе составить как договор, описанный в Гражданском кодексе, так и любой иной или содержащий условия нескольких договоров. Важно, чтобы его условия не нарушали действующее законодательство. Сначала определитесь с видом договора, который вы хотите составить. От его вида будут зависеть существенные условия - те условия, которые необходимо включить в договор, иначе его могут признать не заключенным.
2
Найдите в законодательстве, какие условия являются существенными для вашего договора. Если ваш договор описан в законодательстве (например, договор купли-продажи или поставки), то сделать это будет несложно. Достаточно лишь прочитать соответствующие статьи Гражданского кодекса и (при необходимости) комментарий к нему, поскольку существенные условия не всегда могут быть прописаны в законе четко. Если вы составляете иной договор, проследите, чтобы в нем было четко определено условие о предмете договора, так как оно всегда считается существенным, а также все те условия, относительно которых по заявлению какой-либо из сторон должно быть достигнуто соглашение.
3
Помните, что все условия договора (особенно существенные) должны быть изложены четко и однозначно. Если в договоре фигурирует физическое лицо, нужно указать не только его фамилию, имя и отчетство, но и дату рождения, пол, номер паспорта. Описывая объект недвижимости, укажите его адрес, кадастровый или условный номер, площадь. Иначе в суде будет сложно доказать, что имелось в виду конкретное лицо (конкретный объект недвижимости).
4
Условия договора зависят от его вида, однако есть небольшой перечень пунктов, которые должны быть в любом договоре. Это:
- информация о сторонах (в преамбуле);

- предмет договора;

- срок договора;

- цена договора (если он возмездный);

- права и обязанности сторон;

- ответственность сторон;

- форс-мажор (действия при возникновении обстоятельств непреодолимой силы);

- заключительные положения (подсудность, корреспонденция и т.д.);

- адреса и реквизиты сторон;

- подписи.

Совет 2: Как составить гражданско-правовой договор

Предметы и объекты гражданско-правового оборота настолько разнообразны, что объединить их в единый перечень не представляется возможным. Гражданское законодательство постоянно совершенствуется в целях более детального регулирования правовых отношений, оформленных договором. Анализ действующих законов позволяет выделить общие требования к процедуре составления гражданско-правового договора.
Инструкция
1
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ).
2
При составлении гражданско-правового договора, необходимо определить, какие условия обязательны для данного типа правоотношений в силу закона, а какие нужно закрепить в договоре в связи с их значимостью именно для вас и вашего контрагента.
3
Так, например, для договора купли-продажи обязательными являются условия о товаре, его цене и т.д. Договор, не содержащий условий, которые обязательно должны в нем присутствовать по закону, не будет иметь правовой силы как незаключенный.
4
Условия соглашения, которые стороны определили для себя как существенные, хоть закон и не обязывает включать их в договор, становятся для них обязательными к выполнению, именно в силу этого соглашения.
5
Обычно гражданско – правовые договоры включают в себя следующие разделы:
- преамбула (наименование сторон, дата и место заключения);
- предмет соглашения;
- срок действие договора, сроки исполнения обязательств;
- ответственность сторон;
- порядок разрешения споров;
- реквизиты сторон и т.д.
6
Количество экземпляров, как правило, совпадает с количеством сторон договора.
7
При заключении гражданско-правовых договоров следует помнить, что для придания некоторым из них юридической силы достаточно оформление в простой письменной форме. Однако для определенных видов договоров обязательны государственная регистрация в уполномоченных органах, без которой соглашение будет считаться недействительным и не влекущим правовых последствий (например, договор аренды на срок более года или стороной, по которому является юридическое лицо, подлежит обязательной госрегистрации).
Видео по теме
Обратите внимание
Необходимо помнить, что в гражданском законодательстве не редко встречаются диспозитивные, то есть не имеющие обязательной силы, нормы. Так, стороны договора могут специально указать в нем, что диспозитивная норма в отношении них не действует или установить условие, отличное от предусмотренного в ней. В противном случае, диспозитивная норма будет действовать для сторон, в том виде, в каком она закреплена в законе (например, «если договором аренды транспортного средства не предусмотрено иное, расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание несет арендодатель», ч. 3 ст. 635 ГК РФ).
Совет полезен?
В договоре может быть предусмотрено, что его отдельные условия определяются примерными условиями, разработанными для договоров соответствующего вида и опубликованными в печати (ст. 427 ГК РФ). При этом в договоре должна содержаться отсылка к таким примерным условиям.
Источники:
  • составление гражданского договора
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500