Совет 1: Как воспроизводить Шопена

Шопен – композитор польского происхождения, один из представителей романтизма. Язык романтической музыки несколько сложнее, чем в эпоху классицизма: появляются аккорды на побочных ступенях, усложняется ритмический рисунок, но главное – Шопен, как и все романтики, использовал большой арсенал трелей, форшлагов и других украшений.
Инструкция
1
Общие рекомендации при игре произведений Шопена знакомы большинству музыкантов. Во-первых, к примеру, при разборе фортепианного произведения, сначала выучите отдельно партию каждой руки. Не беритесь за все произведение сразу, разучивайте по 4-8 тактов. Сразу исполняйте все украшения, используйте верную аппликатуру. Играйте в максимально медленном темпе.
2
В вальсах, мазурках и других произведениях Шопена активно используется стандартный аккомпанемент в структуре партии левой руки: бас – аккорд – аккорд (при четырехдольных размерах аккорд повторяется трижды). Поэтому левую руку разучивайте, проигрывая сразу двумя: левой – только бас, правой – только аккорды. Следите, чтобы бас звучал отчетливо и достаточно громко, а аккорды приглушенно. Аппликатура в правой руке при этом не имеет значения, а левой соблюдайте порядок пальцев в точности.
3
Трели в классических произведениях играются с акцентом на первую ноту из трех. В романтизме акцент смещается на последнюю ноту. Поэтому начинайте играть трели и форшлаги с небольшим опережением, чтобы сильная (или относительно сильная) доля совпала с акцентом.
4
В романтизме впервые был использован прием rubato (свободный темп). В определенные моменты допускается (а иногда и требуется) замедление или ускорение для придания особой эмоциональности произведению. В эти моменты не только высотой тона, динамикой, но и всей душой показывайте напряжение музыки.
5
Читайте о самом композиторе и о конкретном произведении. В контексте истории создания указано настроение композитора. Анализируйте строение мелодии, гармонию, тональность. Пытайтесь понять мнение автора о происходящем.
6
Отражайте в игре дух эпохи и самого автора. В эпоху романтизма во всех сферах искусства активно развивалась тема внутреннего мира конкретного, обычного человека (в противопоставление классическому культу героя, власти, народа). Выражайте собственную индивидуальность, общность с композитором.

Совет 2: Как играть Шопена

Музыка и образ Шопена - это особое явление в искусстве. Композитор, связавший почти все свое творчество с фортепиано, стал символом романтического стиля, эталоном "возвышенных чувств". Именно на его произведениях зиждится техника игры на рояле: мастерское владение звуком, "дыхание" рук, воспитание чувства меры.
Инструкция
1
Играйте эмоционально, но уменьшите аффектации
Шопен исполнял музыкальные произведения, как если бы он писал картины. Многие современники отмечают это. Он передавал тончайшие оттенки чувства, ему присуща изысканная нюансировка, избегание излишней акцентуации. Динамика Шопена - это звуковая градация от pp до f. За счет того, что он умел играть произведения на грани слышимости, его f не требовало значительных усилий. Но даже играя pianissimo, композитор умел отделить звуки один от другого, музыка не превращалась в смесь наслоенных звуков.
Педализация - также очень важный штрих исполнения Шопена. Он указывает педалью протяженность дальних басов, гармонические объединения, звучащие паузы, staccato. Композитор очень подробно записывает педаль, при этом оставляя исполнителю свободу ее использования (с запозданием, для смешения гармонических функций и т.д.).
2
Избегайте дробления на слишком маленькие музыкальные фразы
Фразировка при исполнении Шопена - подобие речи: предложения, смысловые паузы. Вычурной фразировке он предпочитал естественную, лишенную декламаторства, напыщенности и фальши. Особое внимание нужно обратить на понимание композитором музыкального высказывания, на использование лиг. Очень важно "досказать фразу", причем правая и левая руки не всегда совпадают, иногда мелодия и бас разнохарактерны - это и подчеркивается фразировкой.
Дифференциация на фразы происходит также при помощи фактуры и динамики. Важно анализировать мысль композитора, рассматривая его указания по структуре произведения.
3
Обратите внимание на аппликатуру
Самые известные принципы шопеновской аппликатуры:
- охват возможно большего количества клавиш при одном положении руки;

- принципиально новое использование крайних пальцев на черных клавишах;

- взятие нот первым пальцем после пятого и наоборот;

- последовательное извлечение одним пальцем нескольких звуков, применение "скольжения";

- перекладывание через короткие пальцы более длинных;

- использование звуковых возможностей каждого пальца.
Видео по теме
Обратите внимание
Исполнение музыки великих композиторов - это ответственное занятие, ведь до вас её играли крупные музыканты. И все же вы можете попробовать вложить в звуки свои чувства и эмцоии, не опошлив и не нарушив гармонию и традиции.
Совет полезен?
Изучите литературу и записи исполнения произведений Шопена. Книги из серии "Как исполнять..." и биографические заметки могут помочь осмыслить личность и манеру исполнения самого композитора. Шуберт же описывал свою технику в "Методе"
Источники:
  • Шопена играют все, но не все играют Шопена

Совет 3: Кто такой Фредерик Шопен

Невероятная лиричность и романтизм произведений польского виртуозного композитора Фредерика Шопена магически притягивают к себе людей. Остается только завидовать тем ребятам, которым довелось стать учениками этого великого музыканта.

Рожденный в 1810 году в Варшаве, Фредерик Шопен стал автором множества произведений, которые во всех музыкальных школах на экзаменах исполняются с гордостью по сей день. Многие музыкальные школы мира носят имя Шопена.

Бесподобное звучание сочинений Шопена нашли отражение в вальсах, полонезах, балладах. Мастер и маэстро также внес большой вклад в гармонию и в фортепианную фактуру, умудряясь сочетать классику и собственное фантастическое восприятие нот.

Благодаря Шопену у всего мира теперь есть такие приятные и величайшие произведения, как «Венский вальс» (или «Фонарики»), Rondo a la Krakowiak и многое иное. Произведения этого великого музыкального гения находят свое место в общей сокровищнице шедевров мировой музыки

Всю жизнь композитор с помощью своей музыки защищал и рассказывал о своей любимой Родине – о Польше, которой довелось не раз страдать. Наверное, от того и сочинения Фредерика столь эмоциональные и душераздирающие.

Шопен, находясь в последние годы жизни в Лондоне, оставил завещание, в котором он попросил, чтобы его сердце после смерти было перевезено в Польшу.

К большому сожалению любителей музыки, скончался Шопен очень рано – в 39 лет, оставив за собой огромную культуру фортепианной музыки, след в искусстве и в сердцах слушателей всего мира.

Видео по теме

Совет 4: Как играть похоронный марш

Похоронный марш – строгий музыкальный жанр, требующий точного соблюдения музыкантом (или музыкальным ансамблем) ряда обязательных, как формальных, так и художественных, требований.
Инструкция
1
Похоронный марш в своей изначальной жанровой семантике – это музыка, сопровождающая всенародное траурное шествие в честь павших героев. Это марш медленный (вдвое медленнее традиционного «парадного» марша»), рассчитанный на темп движения похоронной процессии, когда гроб с покойным несут на руках.
2
Здесь надобно сделать примечание «по процедурным моментам». Вообще весь траурный церемониал по традиции сопровождается музыкой, только разной в разных моментах. Есть музыка «на прощание с покойным», есть музыка «для процессии», есть музыка «для опускания гроба». Траурный марш – это музыка только для траурных процессий. Здесь, кроме наиболее известного марша Ф.Шопена, есть марши Г.Берлиоза, Р.Вагнера, Л.Бетховена, Г.Малера, Ф.Мендельсона, П.И.Чайковского и других – выбор достаточно разнообразен.
3
Согласно церемониалу похоронной процессии музыкант или музыканты должны быть одеты и вести себя в целом сообразно обстановке. Исполнение должно быть торжественным, недопустимо «рвать страсти в клочья» (разве что этого специально потребует заказчик). Похоронный марш по своей природе – сдержанный и строгий.
4
Похоронный марш, как правило, в своей структуре трехчастен. Крайние части – в образном строе торжественной похоронной процессии, средняя часть обычно более светлая, лиричная, более «личностно» окрашенная. Контраст между обрамляющими частями и серединой создает специфическую драматургию этого жанра.
5
И еще один момент. В силу требований жанра похоронный марш исполняется ансамблем. К инструментовке или переаранжировкам похоронного марша для разных составов предъявляются два общих требования. Первое (вполне очевидное): подбираются инструменты, на которых исполнители могут играть в ходе движения.
6
Второе: оркестровка должна учитывать исполнение на открытом воздухе, то есть, при всей торжественности, быть равномерно плотной по звучанию.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500