Совет 1: Как писать анализ произведения

Анализ художественного произведения – одна из задач, с которой часто приходиться сталкиваться во время образовательного процесса. Умение анализировать является одним из важных качеств, помогающим людям на их жизненном пути, а умение анализировать художественные произведения – ни что иное, как средство для извлечения наиболее значимой и необходимой информации из прочитанного.
Инструкция
1
Хорошо ознакомьтесь с произведением, которое собираетесь анализировать, ведь от этого зависят правильность и чёткость результата. Скорее всего это будет классика, описывающая обилие социальных и нравственных проблем, многогранная и неоднозначная работа писателя. Возможно что-то современное, актуальное и динамичное. Выбор произведения остается за вами.
2
Начните анализ книги с формулирования общей темы произведения, опишите затрагиваемые автором проблемы, раскройте основные идеи. При этом старайтесь не нарушать логику своих рассуждений, выражайте мысли последовательно, не прыгая с одной мысли на другую.
3
Уделите внимание своеобразию жанра творения. К примеру, Гоголь свои “Мёртвые души” нарёк поэмой, несмотря на все правила, а “Евгений Онегин” был охарактеризован Пушкиным как роман в стихах. В русской литературе таких случаев масса. Кроме всего прочего, описание языковых особенностей повествования, присущих именно этому автору, и средств художественной выразительности, используемых им, будет совсем не лишним.
4
Дальше сделайте описание художественных образов, представленных в произведении – ещё одна часть анализа, требующая весомых рассуждений. Литературу наполняют обыденные и общепринятые типы людей, повадки и привычки которых имеет общество и сегодня, а иногда нестандартные и удивительные персонажи. Поэтому постарайтесь наиболее подробно описать и дать свою оценку характерам героев.
5
После плавно переходите к сюжету произведения, затроньте его конфликт, изложите выводы и решения, принятые либо самим автором, либо персонажем, от чьего лица поднимаются проблемные вопросы. Плюсом будет и преподнесение своего мнения по этому поводу.
6
В завершении вашего анализа напишите о важности и значимости произведения в творчестве автора, о вкладе, привнесённом им в русскую и мировую литературу. В зависимости от необходимого объема анализа в эту часть можно вставить некоторые подробности из биографии писателя, особенности его жизни.
7
Проверьте текст на наличие грамматических и орфографических ошибок. Отредактируйте все моменты. Корректно введите изменения, если это необходимо. Постарайтесь добиться однородности и целостности общего повествования.

Совет 2: Как сделать анализ стиха

Провести анализ лирического произведения не очень просто, поскольку многое зависит от личного субъективного восприятия поэзии. Тем не менее, существуют определенные схемы анализа, которые помогают более четко структурировать анализ. Единой схемы или плана анализа стихотворного текста нет, но в любом случае он должен показывать, насколько хорошо и глубоко читатель понял стихотворение.
Вам понадобится
  • Текст стихотворения, лист бумаги, ручка
Инструкция
1
Напишите имя и дату рождения автора, название стихотворения и дату его написания. Если требуется, укажите несколько событий из биографии поэта, которые повлияли на создание анализируемого стихотворения.
2
Укажите тему стихотворения. Спросите себя: «О чем говорит поэт в этом стихотворении?». Стихотворные произведения могут быть о любви, патриотизме, политике. Некоторые описывают пейзажи и красоту природы, другие представляют собой размышления на философские темы.

Помимо темы, иногда требуется определить также идею или главную мысль произведения. Подумайте, что именно хотел донести поэт до читателя, какое «послание» кроется в его словах. Основная мысль отражает отношение поэта к написанному, она является ключевым фактором для истинного понимания литературного произведения. Если автор произведения затронул сразу несколько проблем, перечислите их и выделите одну в качестве главной проблемы.
3
Далее приступайте к анализу сюжета. Напишите, что происходит в произведении, выделите основные события и конфликты. Пропустите этот пункт анализа, если стихотворение является бессюжетным.
4
Напишите, к каким художественным средствам и стилистическим приемам прибегал автор в данном произведении. Приведите конкретные примеры из стихотворения. Укажите, с какой целью автор использовал тот или иной прием (стилистические фигуры, тропы и т.п.), т.е. какой эффект был достигнут. Например, риторические вопросы и обращения повышают внимание читателя, а использование иронии говорит о насмешливом отношении автора и т.п.
5
Проведите анализ особенностей композиции стихотворения. Она состоит из трех частей. Это размер, рифма и ритм. Размер можно указать схематично, чтобы было видно, на какой слог падает ударение. Например, в четырехстопном ямбе ударение падает на каждый второй слог. Прочитайте одну строку из стихотворения вслух. Так вам будет проще понять, как падает ударение. Способ рифмовки обычно указывается с использованием обозначений «а» и «б», где «а» - один тип окончания строки стихотворения, а «б» - второй тип.
6
Укажите особенности образа лирического героя. Желательно не пропускать этот пункт в анализе стихотворения. Помните, что в любом произведении присутствует авторское «Я».
7
Напишите, к какому литературному направлению относится произведение (романтизм, сентиментализм, модернизм и т.п.). Укажите, к какому жанру принадлежит данное стихотворение (элегия, поэма, сонет и т.п.).
8
В заключительной части анализа напишите ваше личное отношение к стихотворению. Укажите, какие эмоции оно у вас вызывает, о чем заставляет задуматься.
Источники:
  • План анализа стихотворения

Совет 3: Как писать анализ стиха

Любое лирическое произведение отражает мироощущение поэта, поэтому, чтобы проанализировать стихотворение, необходимо знать об особенностях творческого метода, в рамках которого оно было написано. Кроме того, важным является внимательное прочтение стихотворения, поскольку его анализ должен проводиться на всех языковых уровнях: от фонетического до синтаксического. Чтобы структурировать письменный анализ стиха, воспользуйтесь инструкцией.
Инструкция
1
Начинайте анализ лирического произведения с определения даты написания и публикации. Соберите материал по творческой истории стихотворения, т.к. фактическая сторона очень важна для понимания его темы. Укажите, кому оно посвящено, если у него есть адресат.
2
Определите тему произведения, т.е. о чем пишет автор: о природе, любви, взаимоотношениях лирического героя и общества, о философских категориях и т.д. Ответьте на вопрос, как тема стихотворения связана с его названием.
3
Проследите движение лирического сюжета: как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения, его отношение к тому, о чем автор рассказывает в произведении. В этом вам помогут слова, выражающие чувства: грусть, восхищение, страсть, горечь, уныние и т.д.
4
Определите особенности композиции произведения, т.е. его построения. Найдите основной композиционный прием, используемый автором: повтор, контраст, кольцо, сопоставление по ассоциации и т.д.
5
Найдите ведущие лейтмотивы произведения и опорные слова, их передающие. Определите общую тональность стихотворения (грусть, радость, восторг, тоска и т.д.). Дайте толкование жанра стиха (сонет, элегия, послание, эклога и т.д.).
6
Расскажите о лирическом герое произведения, который раскрывается через конкретное душевное состояние, переживание определенной жизненной ситуации в данный момент. Ответьте на вопрос, какую позицию занимает автор по отношению к своему лирическому герою. Учтите, что не всегда следует отождествлять поэта и его героя.
7
Рассмотрите изобразительные средства произведения на разных языковых уровнях: звукопись (фонетические средства выразительности), лексика (стилистически окрашенная, наличие синонимов, антонимов, паронимов), поэтический синтаксис.
8
Определите идею произведения, выявленную в итоге анализа. Ответьте на вопрос, с каким посланием обращается автор к читателю.
9
Рассмотрите ритмическую организацию стихотворения, определите его размер и виды рифмовки.
10
Заканчивая письменный анализ стихотворения, определите, как особенности поэтики творческого метода, в рамках которого создано произведение, отразились в нем. Для этого, используя литературоведческий словарь, познакомьтесь с разными направлениями в истории литературы (романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм).
Источники:
  • как писать не меняешься

Совет 4: Какие произведения писал Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин, пожалуй, навсегда сохранит за собой репутацию величайшего поэта за всю историю русской литературы. Способствовал этому, конечно же, особенный талант писателя, жившего с 1799 по 1837 годы и, к сожалению, рано погибшего на трагической дуэли. Так какие произведения входят в литературное наследие Пушкина?
Инструкция
1
Перу Александра Сергеевича принадлежат 14 поэм. Это «Руслан и Людмила», которую Пушкин писал на протяжении трех лет с 1817 по 1820 годы; «Кавказский пленник» и «Гаврилиада», дописанные в 1821-ом; «Вадим» и «Братья разбойники», написание которых Пушкин завершил к 1822 году; «Бахчисарайский фонтан» (1823-ий); «Цыганы» (1824 год); «Граф Нулин» (1825-ый); «Полтава» (1829 год); «Тазит» и «Домик в Коломне», дописанные к 1830 году; «Езерский» (1832 год); «Анджело» и «Медный всадник», написание которых завершилось к 1833 году.
2
Величайшим произведение Александра Сергеевича является и знаменитый роман в стихах «Евгений Онегин», который Пушкин писал на протяжении девяти лет – с 1823 по 1832 годы.
3
К драматическому жанру относятся следующие работы великого русского поэта – «Борис Годунов» (1825 год); «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», а также «Каменный гость», написанные в 1830 году; «Русалка» (написание длилось три года – с 1829 по 1832 годы).
4
Оставил Пушкин и огромный перечень прекрасных стихов, общее количество которых литературоведы условно делят на два период – с 1813 по 1825 и с 1826 по 1836 годы. Самыми известными из первой группы являются следующие – «Казак», «Блаженство», «К Батюшкову», «Воспоминания о царском селе», «Мечтатель», «Роза», «Гроб Анакреона», «Разлука», «Истина», «Певец», «Пробуждение» и другие. А из второй – «Соловей и роза», «Акрион», «Ангел», «Поэт», «Послание Дельвигу», «Талисман».
5
Много творил Александр Сергеевич и в прозе: «Арап Петра Великого» 1827 года; небольшой «Роман в письмах» (1829-ый); блок «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» 1830 года, в который входят «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка»; очень впечатляет «История села Горюхина» (1830-ый); «Рославлев» (1831 год); «Дубровский» (1833-ий); «Пиковая дама» и «История Пугачева» 1834 года; «Египетские ночи» и «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» (1835-ый) и «Капитанская дочка» 1836 года.
6
Любимы и популярны среди россиян следующие сказки, написанные Пушкиным – «Жених» 1825 года; «Сказка о попе и работнике его Балде» (1830-ый); в 1831 году были завершены еще две – «Сказка о медвдеихе» и «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»; 1833-ым годом датируется завершение еще двух произведений – «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», а в 1834-ом Пушкин закончил написание «Сказки о золотом петушке».
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500