Совет 1: Как провести инвентаризацию основных средств

Основные средства – это такие средства труда, которые имеют срок полезного использования больше одного года. Как правило, для проверки данных организация должна проводить инвентаризацию, то есть сверять активы, числящиеся на балансе и фактическое их наличие. Данную процедуру должны проводить все предприятия, независимо от их формы собственности, системы налогообложения.
Инструкция
1
Для того чтобы провести инвентаризацию основных средств, назначьте инвентаризационную комиссию, которая должна состоять сотрудников, хорошо знакомых с инвентаризуемым имуществом. Сюда можете включить также бухгалтеров, администрацию и прочих ответственных людей. Назначать такую комиссию необходимо с помощью письменного приказа (распоряжения).
2
В приказе укажите сроки проведения инвентаризации, способы ее проведения, а также назначьте председателя комиссии. Помните, что проверку запрещается проводить в том случае, если один из членов комиссии отсутствует.
3
После этого попросите материально-ответственное лицо перепроверить предоставление всех документов на данный объект (актов приема-сдачи), затем необходимо взять у него расписку о том, что все сдано и отмечено.
4
Перед тем как проводить инвентаризацию на объекте, проверьте правильность составления и наличие инвентарных карточек, которые находятся в бухгалтерии.
5
При проверке на объекте вы должны составить инвентаризационную опись ОС (форма № ИНВ-1). Укажите в данном документе количество проверяемого имущества, его техническое состояние. В описи напишите полное наименование активов, назначение, номера согласно инвентарным карточкам, краткие характеристики. В том случае, если ОС сдано в аренду, проверьте наличие всех договоров.
6
Если в ходе проверки вы обнаружили, что какое-то основное средство не пригодно для дальнейшей эксплуатации, а также не подлежит восстановлению, составьте отдельную опись, укажите в ней причины, повлекшие выбытие ОС.
7
Составьте отдельную опись и на те активы, которые временно не находятся у вас в наличии, например, передано в аренду.
8
Каждый лист описи подписывается всеми членами комиссии, а также материально-ответственным лицом. В конце проверки председатель собрания подводит итог: подсчитывает стоимость, количество порядковых номеров.
9
Возможно такое, что инвентаризационная комиссия не укладывается в проверку за один день, в том случае вы должны в конце рабочего дня опечатать объект с помощью пломбы, которая должна находиться у председателя комиссии.
10
После составления описей все данные перенесите в сличительную ведомость, в которой заполните лишь информацию по тем видам основных средств, по которым обнаружили расхождения. Данный документ также необходимо подписать всем членам комиссии и материально-ответственным лицом.
11
В том случае, если вы допустили ошибку при внесении каких-либо показателей, аккуратно одной чертой зачеркните неверную информацию, а сверху напишите правильный вариант. Также исправление должны подписать все члены комиссии.
12
После этого оформите протокол, в котором укажите все расхождения с данными бухгалтерского учета, причину и виновников. Также опишите принятые меры по отношению к ответственным лицам.

Совет 2: Как провести инвентаризацию

Периодически каждый хозяйствующий субъект независимо от формы собственности должен проводить инвентаризацию с целью установления соответствия данных бухгалтерского учета с фактическим положением дел. Инвентаризация проводится, чтобы определить, правильно ли поставлен учет на предприятии. Проводить ее следует поэтапно.

Когда проводится инвентаризация

Это мероприятие может проводиться как по инициативе работодателя, так и в обязательном порядке. В обязательном порядке ее проводят, когда:
- меняется материально ответственное лицо;
- имущество передается в аренду, его выкупают или продают;
- составляется годовая бухгалтерская отчетность (в этом случае допускается проводить инвентаризацию раз в 3 года);
- были выявлены факты злоупотреблений и хищений;
- случилось стихийное бедствие;
- предприятие ликвидируется или происходит его реорганизация.

Обязательная инвентаризация должна проводиться и в некоторых других случаях, предусмотренных законом, например, когда, в соответствии со ст. 561 ГК РФ, предприятие меняет собственника. Ежегодную инвентаризацию должны проводить предприятия, использующие упрощенную систему налогообложения, и те, которые платят ЕНВД.

Порядок и сроки проведения обязательной инвентаризации необходимо отразить в учетной политике. График проведения инвентаризации с указанием ее сроков и перечнем имущества и обязательств, которые следует проверить, оформляется в виде приложения к приказу об учетной политике предприятия. На нем по приказу руководителя должна быть создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

Порядок проведения инвентаризации

Инвентаризацию следует проводить в несколько этапов. На первом, подготовительном, необходимо подготовить соответствующий приказ, оповестить материально ответственных лиц о сроках ее проведения и собрать у них расписки о том, что к началу инвентаризации они передадут все необходимые документы в бухгалтерию, оприходуют все вновь поступившие материальные ценности и спишут выбывшие.

Технический этап заключается в заполнении инвентаризационных описей и сверке фактического состояния описываемого имущества и обязательств с данными бухгалтерского учета. На этом этапе обязательно присутствие и участие в работе комиссии материально-ответственных лиц.

Третий этап заключается в анализе и сопоставлении фактических данных с данными бухгалтерского учета, основанных на первичной учетной документации. Как правило, на этом этапе будут выявлены расхождения, которые необходимо оформить в единые ведомости с указанием причин возникновения таких расхождений. Комиссии в этом случае необходимо выработать предложения по изменению учетных данных по результатам инвентаризации.

В заключении на основании инвентаризации необходимо внести изменения в бухгалтерские записи и в учетные регистры.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500