Совет 1: Как составить сменный график работы

Составить сменный график требуется на том предприятии, где производственный процесс не ограничивается средней продолжительностью ежедневного рабочего дня, установленного Трудовым Кодексом РФ. Работа в несколько смен может быть обусловлена необходимостью эффективного использования станков и оборудования, увеличением объема продукции или предоставляемых населению услуг. Трудовой процесс на таком предприятии осуществляется в соответствии с графиком смен.
Инструкция
1
Работа по сменам относится к особым рабочим режимам и ее условия следует отдельно оговорить в трудовом договоре. В том случае, если такая необходимость возникла впервые, согласуйте возможность изменения условий труда с представительным органом работников или комитетом профсоюзов. Если достигнуто соглашение сторон, то изменения вносятся в коллективный договор. Согласование с профсоюзом не требуется, если введение сменной работы обусловлено изменением организационных или технологических условий труда и подтверждено отдельным приказом.
2
При составлении сменного графика допускается введение суммированного учета рабочего времени, поскольку не всегда представляется возможным соблюсти максимальную продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю. Установленная норма часов должна быть соблюдена в среднем за учетный период. Продумайте, какой учетный период вам выбрать для обеспечения баланса рабочего времени: месяц, квартал или год. Учетный период должен совпадать с производственным циклом, который действует на вашем предприятии, он не может быть больше года.
3
Установите продолжительность отдыха между сменами, согласно ст.110 ТК РФ, он не может быть меньше двойной продолжительности смены. Учтите и то, что законодательством устанавливается общее время на еженедельный непрерывный отдых не менее чем 42 часа.
4
Предусмотрите в графике порядок сдачи/приема смены. Установите время, отведенное на обеденные перерывы и перерывы на отдых, продолжительность их не должна быть более 2 часов и менее 30 минут. Опишите порядок действия работника в случае неявки на работу его сменщика.
5
График должен предусматривать сокращение продолжительности смены в случае работы в ночное время и в предпраздничные дни. Ночным считается время с 22 часов до 6 часов утра. В соответствии со ст. 154 ТК РФ предусматривается повышенная оплата за каждый час работы в этот период.
6
При составлении графика учтите, что переработки и сверхурочные часы в него не закладываются. Нормативное количество рабочего времени за каждый месяц определите по производственному календарю за текущий год. Если количество часов, отработанных фактически, будет превышать норму, то учтите их как сверхурочные и рассчитайте в конце учетного периода.
7
График сменной работы утвердите у руководителя предприятия и согласуйте с представительным органом работников или комитетом профсоюзов, доведите его до сведения работников не позже чем за 1 месяц до введения в действие.

Совет 2: Как составить сменный график

Сменный график, или график смен необходим для тех предприятий, на которых ежедневный производственный процесс длится дольше допустимой продолжительности ежедневного рабочего дня, установленного Трудовым Кодексом РФ. Введение сменной работы может быть вызвано и необходимостью более эффективного использования станков и оборудования, увеличения объемов выпускаемой продукции или предоставляемых услуг. Работа таких предприятий осуществляется на основании графика сменности.
Инструкция
1
Сменная работа считается особым рабочим режимом, поэтому ее условия должны быть обязательно оговорены в трудовом договоре. Если этот режим вводится впервые в соответствии с производственной необходимостью, то новые условия труда устанавливаются по соглашению сторон. Соглашение не требуется только в том случае, если введение сменного графика связано с изменением организационных или технологических условий труда, подтвержденным отдельным приказом. В этом случае работники уведомляются о введении сменного графика за два месяца и под расписку.
2
При составлении графика смен установите учетный период, который будет обеспечивать баланс рабочего времени при том производственном цикле, который существует на вашем предприятии: неделя, месяц, квартал или год. Продумайте, какой должна быть оптимальная продолжительность одной смены. Опишите порядок передачи смены и действия работников, на случай, если сменщик задержится или не явится на работу.
3
Количество смен, устанавливаемых графиком, может быть 2, 3 и 4. Соответственно, их продолжительность составляет 12, 8 или 6 часов. Запрещается устанавливать продолжительность смен по 24 часа. В соответствии с этим, установите продолжительность междусменного отдыха, он должен быть не менее двойной продолжительности смены. Согласно ст.110 ТК РФ, учтите, что еженедельный непрерывный отдых должен быть продолжительностью не менее 42 часов.
4
Учтите, что, кроме случаев, оговоренных ст.96 ТК РФ, продолжительность ночных смен должна быть на 1 час короче. Кроме того, они могут быть сокращены на 1 час при работе в предпраздничные дни. В том случае, если такое сокращение технологически невозможно, вместо него предусмотрите дополнительное время для отдыха или оплату, аналогичную сверхурочному труду.
5
Установленный графиком перерыв для отдыха и приема пищи по продолжительности должен быть от получаса до двух часов. Нормативное количество рабочих часов в месяц рассчитайте в соответствии с Производственным календарем на текущий год. В том случае, если фактическое их количество превысит норму, учтите часы переработки как сверхурочные в конце рабочего периода.
6
Утвердите график сменной работы на предприятии с учетом мнения представительного органа работников.
Видео по теме
Совет полезен?
В ст.103, ч.3 ТК РФ устанавливается обязательное согласование разработанного графика смен с представительным органом работников. Обычно, это комитет профсоюзов. Если его на вашем предприятии нет, то необходимо создать такой орган – Совет работников.
Источники:
  • сменный график это как
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500