Инструкция
1
Нисколько не удивительно, что нужно хорошо уметь играть на фортепиано, чтобы исполнять Баха. Если вы не учитесь в музыкальной школе, а осваиваете искусство игры на пианино самостоятельно, не беритесь за сложные фуги самостоятельно: такую крепость вам пока не взять, даже если вы слышали такую фугу на концерте или на музыкальном носителе, и вам не терпится самому исполнить шедевр. Идите от простого к сложному, и ни в коем случае не останавливайтесь на одном Бахе: хоть ваша цель - это исполнение именно его произведений, не забывайте разминать пальцы при помощи этюдов и "отдыхать" время от времени от сложной музыки Баха на пьесах других композиторов.Если же вы учитесь в музыкальной школе, то Бах наверняка будет у вас в программе, и все эти тонкости учитывать придется уже не вам, а вашему преподавателю.
2
Когда начинаете разбирать ноты, ни в коем случае не торопитесь. Вообще, спешка - слово, не применимое к большинству произведений Баха. В музыку Баха нужно вдумываться. Научитесь держать себя в пределах определенного темпа и ритма: если вы "убежите" вперед, и, отыграв последний музыкальный мотив в темпе presto, то это будет катастрофа. Ваш учитель фортепиано будет очень вами недоволен, а если вы играете Баха самостоятельно, то кто-нибудь когда-нибудь укажет вам на этот недостаток. Главное, чтобы это случилось не слишком поздно.
3
Очень внимательно относитесь к трелям. Они должны быть как искусно вплетенные в кружево петельки, а не порванные нитки, торчащие во все стороны. Отрабатывайте их отдельно. Трели не должны сбивать ритм или "гнать" вас вперед, заставляя ускорять темп. Не спотыкайтесь о них, как о бордюр ночью. Если какой-то фрагмент слишком сложен для вас, упростите его по своему усмотрению или попросите о помощи учителя. Скорее всего, слушатели не настолько осведомлены, чтобы знать, где какие трели. Вам же будет намного легче играть, и вы сделаете гораздо меньше ошибок.
4
Отдельно поработайте над мелодикой. Подумайте, какой мотив что дополняет, в какой мотив переходит. Произведениям Баха характерно "многоголосие" - полифония. Здесь вы не найдете ведущего мотива в партии для правой руки и аккомпанемента, состоящего из аккордов, - для левой. Иногда слушатель должен прислушиваться к тому, что происходит в басах и почти не обращать внимание на тот мотив, который выводит в этом время правая рука в первой октаве. Прежде чем разучивать и исполнять, набросайте себе этот орнамент музыкальных мотивов, лучше всего прямо в нотах. Сделать это нужно сразу, чтобы не довести до автоматизма неправильный мелодический рисунок.
5
Будьте особенно внимательны, когда исполняете Баха в дуэте, например, с виолончелью. Сначала разучите вашу собственную партию по вышеописанной схеме, а потом в поте лица учитесь слушать виолончель. При исполнении в ансамбле нельзя тупо "тарабанить" свою партию. Ваше фортепиано и инструмент коллеги должны плести единое полотно, не забывайте об этом. Учитывать особенности ритма и темпа теперь будет ещё сложнее, но вы не из тех, что пасуют перед лицом трудностей, не правда ли?..