Совет 1: Как научить ребенка русскому языку

Первыми учителями и своеобразными преподавателями русского языка для своего ребенка, конечно, являются родители. Их задача - научить малыша верно употреблять те или иные слова, сделать так, чтобы его речь была чистой, плавной и красивой.
Инструкция
1
Следите за своим языком, за тем, что и как вы говорите. Ребенок впитывает, запоминает, копирует речь родителей. К двум годам в сознании маленького человечка закладываются грамматические конструкции – это каркас, строительная конструкция для грамотной и правильной речи. И если друг с другом вы говорите неграмотным языком, употребляете нелитературную речь, то велика вероятность, что и ваше чадо будет говорить так же.
2
В первые годы жизни ребенок обучается русскому языку в общении. Говорите с малышом, показывайте новые предметы и называйте их, но называйте правильно, не искажая, не повторяя за ребенком произношение, даже если его слова вам кажутся смешными и умиляют вас. Подавая малышу машинку, произносите «машинка», а не «би –би» или еще как-то. Если ваше чадо с радостью несет вам куклу и при этом говорит: «Катя», - кивайте головой, но произносите слово «кукла». Так ребенок будет запоминать название и правильное произношение.
3
Обучайте русскому языку в игре. В игровой форме пополняйте словарный запас малыша. Знакомьте с новыми предметами и новыми словами. Замечательно, если малыш повторит за вами слово несколько раз, если же нет, повторите несколько раз новые слова сами и обязательно напомните их потом. Не давите на ребенка, проявите терпение.
4
Читайте ребенку книжки. Тексты – это образцы грамотной и правильной речи, поэтому к выбору книжек подходите очень тщательно.
5
Купите развивающие игры: слоговое лото, буквы – кубики, магнитный или звуковой алфавит, обучающую компьютерную игру. Яркие, красочные любимые герои малыша в очень доступной и занимательной форме будут учить его грамоте.
6
Не акцентируйте внимание на неудачах, лучше похвалите тогда, когда у малыша получилось правильно произнести слово, собрать его из кубиков.
7
Следите за правильностью употребления падежей. Это облегчит в дальнейшем запоминание важнейших орфографических правил русского языка. Для этого в разговоре с малышом старайтесь употреблять в речи как можно больше форм слова. Например: «В выходные мы поедем к дедушке! Дедушка соскучился. Ты с дедушкой будешь играть в шашки». Этому же будут потом учить и в школе.
8
Обратитесь к логопеду как можно раньше, если у вашего малыша проблемы с речью. Исправьте речевые проблемы до поступления в школу. Русское письмо основано на фонематическом принципе. Ребенок с проблемами речи пишет безграмотно, допускает много ошибок. И бесполезно и жестоко будет потом ругать ребенка за плохие оценки по русскому языку.
9
В начальной школе обратите особое внимание на то, как пишет ребенок. При списывании текста или письме под диктовку просите его проговаривать, «пропевать» слова про себя. Такой способ помогает увидеть ошибки, контролировать процесс письма. Не пишите за ваше чадо сочинения, пусть пишет их сам. Так, как получится.
10
Следите за тем, чтобы ребенок выполнял домашние задания, учил правила. Орфографических правил в начальной школе всего 9, поэтому выучить их будет несложно. При проверке письменного домашнего задания просите вспомнить правило, если ребенок допустил ошибки.

Совет 2: Как научить русскому языку иностранца

Обучение иностранцев русскому языку - сложный, трудоемкий, многоступенчатый процесс, требующий широких познаний в лингвистический и лингвокультурологической сферах.
Вам понадобится
  • - Иностранец;
  • - филологическое образование;
  • - владение иностранным языком;
  • - обширные познания в области методики преподавания русского языка как иностранного.
Инструкция
1
Преподавание русского языка как иностранного переживает сейчас второе рождение. Грамматический подход, господствовавший долгие десятилетия, уступает комплексному методу преподавания. Комплексный подход более адаптирован на нестандартные речевые ситуации. Иностранец, обучавшийся данным методом, легко найдет, что ответить, потому что приучен самостоятельно формулировать свои мысли (клишированные фразы в данном подходе используются минимально).
2
Преимущество комплексного подхода состоит в том, что распознавание речи в данном случае происходит быстрее за счет того, что человек, тренируя в большом количестве свой речевой аппарат, слышит и как бы сам ощущает произносимое слово, а значит имеет больше шансов правильно его перевести. Также большую роль здесь играет его собственная разговорная практика – возможно, он сам употребляет услышанные конструкции и без труда узнает их.
3
Чтобы научить русскому языку иностранца, используя комплексный метод преподавания, обратите внимание на типичные сложности. В первую очередь, это трудности в интерпретации значения слова, вызванные многозначностью и омонимией. Уделяйте этому аспекту достаточное количество времени, разъясняйте своим учениками каждый сложный случай.
4
Существуют также трудности в распознавании слова по звучанию - это наличие слов, различающихся лишь одним звуком ([сабор]- [забор]). Иностранец не сразу воспринимает это различие на слух.
5
Наибольшие сложности у изучающих русский язык возникают в письменной речи. Иностранцу не сразу удастся объяснить принцип проверки безударных гласных в корне слова (во многих языках отсутствует данное явление, и учащимся крайне сложно распознавать и проверять данный вид орфограмм). Система падежных окончаний и ее связь с тремя склонениями в русском языке – сложнейший для усвоения грамматический комплекс.
6
Иностранцу, изучающему русский язык, необходимо усвоить огромное количество теоретического и практического материала. Но если вы будете постоянно диктовать и стимулировать зазубривание правил, лексики, синтаксических конструкций, то у учащегося возникнут трудности в коммуникативной сфере.
7
Если вы действительно хотите, чтобы ваш ученик прекрасно владел русским языком, то при обучении используйте следующую схему: «Выявление закономерности» - «Формулировка правила» - «Углубление в теорию» (в зависимости от уровня обучения возможно применение наглядных пособий).
8
Пример:
Тема: Существительные третьего склонения.
Этап 1.
Даны слова: ночь, дочь, речь, сечь, дичь, печь...
Вопрос: какой частью речи являются приведенные слова?
Ответ учащегося: Они отвечают на вопрос "кто?что?" и являются существительными.
Вопрос: Какого рода эти существительные?
Ответ: Женского.
Вопрос: На что оканчиваются эти существительные?
Ответ: На «ь».
9
Этап 2.
Следовательно, существительные третьего склонения – это существительные женского рода, оканчивающиеся на мягкий знак.
10
Этап 3.
Следует обратить внимание, что мягкий знак на конце пишется только у существительных третьего склонения, а у существительных во мн.ч., Р.п., например, "туч", "задач", мягкий знак не пишется.
Источники:
  • как обучать иностранцев русскому языку
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500