Совет 1: Как оплачивать сверхурочную работу

Сверхурочная работа, то есть работа, выполняемая вне нормальной продолжительности рабочего времени, вредна для здоровья работника и обстановки в организации, поэтому в трудовом законодательстве прописана обязанность работодателя оплачивать сверхурочные часы в повышенном размере.
Вам понадобится
  • Трудовой кодекс, сведения о заработной плате работника, калькулятор.
Инструкция
1
Откройте статью 152 Трудового кодекса РФ и прочитайте там, что сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Таким образом, для подсчета размера доплаты необходимо вспомнить, по какой системе вы оплачиваете труд данному конкретному работнику.
2
Если труд работника оплачивается по дневным или часовым тарифным ставкам, то все просто. Первые два часа работы сверх установленной продолжительности рабочего времени оплачиваются в размере полуторной часовой ставки, а дальнейшие часы - в размере двойной.
3
Если работник получает месячный оклад, то посчитайте его часовую ставку (разделите оклад на нормированное количество рабочих часов за месяц). Дальше задача сводится к предыдущему пункту.
4
Если работник получает сдельную заработную плату, то доплата за сверхурочную работу производится по увеличенным на соответствующий порядок сдельным расценкам. Допустим, функция работника - гладить котов, и за каждого кота он получает 10 рублей. Стало быть, в первые два часа сверхурочного рабочего времени за каждого поглаженного кота он получит 15 рублей, а начиная с третьего часа - 20 рублей.
5
Прежде чем начислять работнику доплату за сверхурочный труд, проверьте, не работает ли он у вас на условиях ненормированного рабочего дня. В этом случае подобная доплата ему не полагается.
6
Если в организации применяется суммированный учет рабочего времени, то подсчет отработанных сверхурочно часов и осуществление должных выплат производится только по окончании учетного периода.

Совет 2: Как оплачивается переработка при сменной работе

Переработка при сменном режиме рабочего времени может быть оформлена в виде сверхурочной работы или ненормированного рабочего дня. Оплата такой переработки зависит от ее разновидности, определяемой соглашением работника с работодателем.
Российское трудовое законодательство предусматривает две разновидности переработок, которые отличаются не только оформлением, но и оплатой, другими предоставляемыми работнику гарантиями. Так, при эпизодическом привлечении к работе за пределами смены должна быть оформлена сверхурочная работа. Если же потребность в переработках конкретного сотрудника у работодателя возникает систематически, то оформляется ненормированный рабочий день, условие о котором фиксируется в тексте трудового договора или в дополнительном соглашении. Проблемой является отсутствие понятия систематического привлечения к дополнительной работе в Трудовом кодексе РФ, что позволяет работодателям почти во всех случаях оформлять переработки посредством установления ненормированного рабочего дня, который более выгоден организациям с экономической точки зрения.

Как оплачивается переработка в виде сверхурочной работы?

Для работника наиболее выгодным вариантом является оформление периодических переработок как сверхурочной работы. В этом случае организация издает приказ о привлечении сотрудника к указанной работе, которая должна оплачиваться в полуторном размере за первые два часа (после каждой смены) и в двойном размере за последующие часы. При желании сотрудник может не получать указанное денежное вознаграждение за сверхурочную работу, а заменить его дополнительным отдыхом. При этом длительность указанного дополнительного отдыха не должна быть меньше времени переработки. Приведенные выше размеры оплаты являются минимальными, внутренним документом организации сумма выплат за сверхурочную работу может быть увеличена.

Как оплачивается переработка при ненормированном рабочем дне?

Ненормированный рабочий день обычно закрепляется в трудовом договоре организации с сотрудником, поскольку переработки при таком режиме являются систематическими, они обусловлены характером конкретной работы. Именно поэтому трудовое законодательство не предусматривает повышенных гарантий работникам, которые осуществляют трудовую деятельность в данном режиме. Дополнительной оплаты сотрудникам с ненормированным рабочим днем не начисляется, однако они имеют право на дополнительный ежегодный отпуск, минимальная продолжительность которого составляет три календарных дня. Указанный отпуск также должен быть оплачен работодателем, что является определенной компенсацией за подобный режим работы.
Источники:
  • Трудовой кодекс РФ
Видео по теме
Обратите внимание
Трудовым, коллективным договором или локальным нормативным актом может быть установлена оплата за сверхурочную работу в большем размере, чем предусмотрено ТК РФ (но не меньше). Вспомните, нет ли у вас в организации такого акта.

Сверхурочный труд в выходные и праздничные дни оплачивается по обычной ставке, поскольку работа в эти дни и так оплачена в двойном размере.

Вместо доплаты за сверхурочные часы работнику может быть предоставлено дополнительное время отдыха, но только с согласия самого работника.

Различные компенсационные и стимулирующие выплаты не учитываются при расчете суммы доплаты. Учитывается только собственно оклад.
Источники:
  • Трудовой кодекс РФ
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500