Совет 1: Как наточить топор

Топор — домашний инструмент, состоящий из обуха с отверстием для деревянной рукоятки и лезвия. Он обычно применяется в плотницком деле для обработки и придания определенной формы дереву. Им срубают деревья в лесу, а также колют дрова. В древности и в Средних веках топор являлся распространенным холодным оружием, как ручным, так и метательным. Топор сохранился в классическом виде практически неизменным до наших дней. В то же время, появилась масса его разновидностей: плотницкий, колун, туристический, тесло (лезвие повернуто перпендикулярно рукоятке). От того, как заточен топор, зависит его работа и напряженность ваших усилий.
Вам понадобится
  • - электрическое точило;
  • - точильный брусок с крупным зерном;
  • - точильный брусок с мелким зерном;
  • - кожаный ремень;
  • - вода.
Инструкция
1
Смочите водой точильный камень у электроточила. Иногда камень даже смачивают машинным маслом. Это делается из-за того, что топор сделан из закаленной стали. Если его перегреть во время заточки, то он станет мягким на кончике лезвия и будет быстро тупиться. При заточке также периодически окунайте его в воду. Во время работы следите, чтобы плоскость лезвия точно и ровно прилегала к точильному камню. Угол заточки топора должен быть не менее 35 градусов для плотницких работ, для колки дров угол делайте больше. Круг должен вращаться навстречу топору. Одной рукой держите инструмент за обух, другой – за середину топорища и время от времени проворачивайте то одной, то другой стороной, чтобы заточка обеих сторон была одинаковой.
2
После заточки на точильном круге возьмите брусок с крупным зерном, смочите в воде и начинайте потихонечку затачивать топор дальше, убирая образовавшиеся заусенцы. Сначала обработайте одну сторону лезвия, потом другую, каждый раз осматривая удаляются ли остатки метала. Протрите лезвие.
3
При заточке бруском можно держать брусок в руках, а можно и положить на стол и водить по нему топором. Продолжите работу на мелком бруске, еще более уточняя кромку лезвия. Протрите лезвие, возьмите толстый кожаный ремень и положив топор на край стола, проведите по лезвию ремнем. При этом топор станет окончательно готов к работе. Такая точная заточка применяется, конечно, только для плотницкого топора. Для колуна достаточно будет заточки на электроточиле. Туристический топорик можно легко заточить небольшим ровным брусочком.

Совет 2: Как заточить топор

Топор используется для наколки дров, сруба деревьев, веток и сучьев, а также для плотницких работ, поэтому он должен быть всегда хорошо заточен, чтобы усилия не пропали впустую. Кажется, что заточка топора является простым занятием, однако это не так – данный процесс имеет свои правила и нюансы.

Инструменты для заточки

Заточку топора можно выполнять при помощи круга, точильного бруска или на электрическом точиле с камнем. При использовании круга нужно следить, чтобы его обороты были направлены к острию лезвия топора. При этом одной рукой нужно удерживать его за середину топорища, а другой - держать обух. Топор на круге нужно часто поворачивать и точить по разным сторонам, добиваясь равномерной заточки. После завершения работы необходимо взять крупнозернистый брусок, смоченный водой, и обработать им лезвие топора, чтобы убрать все заусенцы.

Шлифовку лезвия топора крупнозеристым бруском следует выполнять до идеальной гладкости поверхности.

Чтобы наточить топор одним бруском, его нужно положить на бок, прижать к поверхности рукой и начать заточку крупнозернистым инструментом. Затем необходимо повторить заточку с другой стороны топора, после чего важно отшлифовать кромку лезвия мелкоабразивным бруском, который сделает лезвие более острым и тонким. Данный вид заточки используется только для плотницких топоров – колуны или туристические топорики точат на электроточиле. При заточке на электрическом точиле, его камень нужно смочить водой, чтобы металл не нагревался, а лезвие не тупилось. Для плотницкого топора заточку нужно выполнять под углом 35 градусов, а для наколки дров – около 45.

Нюансы заточки топора

При затачивании топора на точильном камне его можно смазать машинным маслом. В процессе заточки нужно следить за плоскостью фаски, которая должна полностью прилегать к точилу – в противном случае угол заточки увеличится или уменьшится, что негативно скажется на качестве процедуры. Топорище должно быть без гнили, сучков, грибковых пятен и трещин – если оно шероховатое, нужно обработать его тонкой наждачкой и отшлифовать суконкой.

Чтобы топор в процессе заточки не слетел с топорища, нужно вставить в топорище вкладыш из сухой твердой древесины, обмазанный клеем и вбитый молотком.

После завершения заточки нужно удалить вкладыш и снова насадить топор на топорище. Чтобы в дальнейшем точность ударов была максимально высокой, при насаживании нужно обратить внимание на свободный конец топорища. Эта часть должна размещаться исключительно в плоскости, пересекающей лезвие топора, а при расклинивании самого топорища нужно следить за его концом – он ни в коем случае не должен уходить из данной плоскости.
Видео по теме
Обратите внимание
Не проверяйте заточку ножа пальцем.
Полезный совет
Точильные бруски используйте только с абсолютно ровными поверхностями.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500