Инструкция
1
Выводы, мысли, возникающие в процессе анализа и сопоставления отдельных фактов, явлений – это и есть обобщение педагогического опыта. Выберите такую тему для обобщения, которую считаете наиболее важной, нужной, в которой вы добились определенных успехов (главный критерий оценки работы – результаты), накопили достаточно материала. Это может быть методика преподавания определенного предмета или педагогической деятельности в общем. Затем сформулируйте название и выберите форму. Возможно, это будет доклад, или статья, или методическая разработка, рекомендация. Наиболее полной и интересной является форма целостного описания опыта.
2
Почитайте литературу по вашей тематике, систематизируйте свои наблюдения за тем, что и как вы делаете, что умеют ваши ученики, какие у них результаты, сделайте выводы. Если вы все обдумали, составили план, можно приступать к написанию работы. Следите за тем, чтобы ваш опыт не «потерялся» в общих рассуждениях и теоретических выкладках. Учтите еще один важный момент – ваше повествование о том, что и как вы делаете, должно быть дополнено рассказом, как развиваются ваши ученики, диагностическими материалами, конкретными примерами и достижениями. Не бойтесь отражать не только успехи, но и недостатки, ошибки, трудности.
3
Тщательно работайте над содержанием вашего обобщенного доклада. Введение не должно быть очень большим, в основной части старайтесь писать не слишком научными фразами, в противном случае вряд ли кто-то сможет дочитать вашу работу до конца. Лучше изложите материал кратко, логически выдержано, простым, ясным и понятным языком. Избегайте повторений, следите за тем, чтобы речь ваша была грамотной, без стилистических, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
4
Обязательно дополните теоретическую часть вашего обобщения опыта работы приложениями: ученическими работами, фрагментами уроков, диагностическими материалами, таблицами, списком литературы.