Совет 1: Как анализировать сказку

Чем проще сюжет сказки, тем сложнее она может быть для анализа. Авторские, современные сказки, подразумевают близость к беллетристике, иногда даже потакают массовым вкусам, поскольку созданы по шаблонам популярных сюжетов. В то же время исконная, народная сказка, может быть очень сложна для анализа, несмотря на простой, а иногда и примитивный сюжет. Ведь ее корни уходят в архетипы, в коллективное бессознательное, а каждый образ может быть символом, который раскрывается на нескольких уровнях.
Инструкция
1
Вводная часть. Здесь нужно охарактеризовать описываемую сказку. Является ли она народной или у нее есть автор? В том же абзаце можно пересказать фабулу. Например, "Снежная королева" - это сказка о том, как простая девочка Герда победила могучую Снежную королеву своей любовью к мальчику Каю. А вот "Колобок" - это не только сказка о волшебной круглой булке, которая катается по лесу и разговаривает с дикими животными, а метафора простака, который оторвался от семьи, от рода и на своем пути встречает разные типы опасностей: грубую силу, хитрость.
2
Выделить героев и обозначить конфликт. Герои могут быть положительные и отрицательные, антагонисты и протагонисты, главные и второстепенные. Конфликт может быть внешним и внутренним. Он может развиваться в области чувств или рассудка. Обязательно нужно указать, к каким последствиям приводит конфликт и каким способом он разрешается. Как меняется герой? Есть ли у героя "второе дно", психологическая сложность. Например, Лапландка - персонаж-функция, она только помогает Герде, а Маленькая Разбойница раскрывается с положительной стороны, преодолевает внутренний конфликт после встречи с подружкой Кая.
3
Сделать вывод, какое место занимает эта сказка в ряду себе подобных. Является ли это произведение типичным для своего жанра или его отличают некие особенности? Возможно ли провести исторические, параллели, обозначить реалистичность событий сказки? Является ли она социально достоверной? Актуальна ли сказка сегодня или она излишне жестока? На последний вопрос обычно отвечают, анализируя сказки "Хаврошечка", "Морозко". Как правило, авторы приходят к выводу, что сказка является своеобразным градусником морали: то, что было суровой реальностью 500 лет назад, сегодня вызывает ужас и отторжение.

Совет 2: Как делать анализ сказки

Довольно эффективным направлением в психологии является сказкотерапия, использующаяся как для взрослых, так и для детей. Она требует высокого уровня мастерства и знаний, умения работать с текстом, постигать и интерпретировать смыслы. В частности, существуют несколько правил, посвященных тому, как нужно осуществлять анализ сказки.

Инструкция
1
Выделите смысловые пласты в сказке еще до того, как приступить к работе с группой. Обратите внимание на те, которые обязательно должны быть вскрыты в ходе анализа. Они должны быть непосредственно связаны с темами, которые обсуждаются в данный момент с детьми, давая иллюстрацию возможных методов решения актуальных жизненных проблем.
2
Подготовьте рисунок, с которого начнется анализ сказки. От обсуждения этой иллюстрации в течение занятия переходите к обсуждению содержания.
3
Давайте возможность детям участвовать в обсуждении. Будьте готовы к тому, что появятся новые, не предусмотренные вами интерпретации. Рассматривайте их право на существование, не отвергайте ничего нового и не соответствующего вашему плану. Вскрывание новых, неучтенных вами смыслов – практически неизбежная проблема, с которой вы столкнетесь.
4
Распределяйте роли: дети должны анализировать сказку, высказываясь от лица тех героев, с позиции которой они выступают. Это должно быть погружение в происходящее, а не отстраненное наблюдение. Не выпускайте из рук инициативу: вам необходимо сводить все высказывания вместе, ориентируясь на конечную цель и желаемые выводы.
5
Обратите внимание на то, что сказка должна соответствовать вашим стремлениям. Разрешаемая проблема должна наличествовать не в явной, но в метафорической форме, там не должно присутствовать явного морализаторства. Кроме того, необходимо, чтобы действия героев могли быть изменены, предполагали различные варианты. Сказка должна позволять работать с ней и произвольно варьировать содержание.
6
Уделяйте внимание вопросам: переходите от более конкретных, непосредственно привязанных к разворачивающимся событиям, к более общим, приближенным к актуальной проблеме. Разделяйте детей на группы, предлагая им проигрывать сказку в соответствии с новыми, придуманными ими вариантами развития сюжета.
Видео по теме
Видео по теме
Обратите внимание
Важно обратить внимание, какое издание сказки нужно проанализировать. Многие произведения подвергались цензуре. Так, в годы советской власти из "Снежной королевы" исчезли явные упоминания об ангелах, в которым взывала Герда, а Жуковский в XIX веке изменил заголовок "Сказки о попе и работнике его Балде" на “Сказка о купце Кузьме Остолопе и работнике Балде”. Иногда эти тонкости очень важны для анализа. http://pandoraopen.ru/2011-03-01/na-skazku-pushkina-nakladyvayut-cenzuru/
Полезный совет
Многие сказки отсылают читателя к более глубоким культурным пластам. Например, розы в "Снежной королеве" не только символ любви, но и Рождества, младенца Христа.
Источники:
  • Виды сказок и примеры их анализа
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500