Совет 1: Как закрепить пастель

Пастельная живопись отличается от живописи, выполненной при помощи других материалов, неповторимой нежностью оттенков, замечательной мягкостью и бархатистостью. Однако сухая пастель имеет одну особенность - она очень хрупка и имеет обыкновение осыпаться. Как закрепить пастель? Рецепт идеального фиксатива веками искали художники, работающие с пастелью. Самый первый рецепт относится к XVII веку. Де Майерн описывал его в своей рукописи, посвящtнной инструментам живописца. Попробуем и мы найти ответ на этот вопрос.
Вам понадобится
  • акварельная или пастельная бумага, сухая пастель, спрей-фиксатив. Также могут пригодиться кисти и вода. Если вы захотите опробовать рецепт художника XVII в., вам понадобиться рыбий клей.
Инструкция
1
Способы, которыми закрепляли пастель художники прошлого, достаточно сложны. К примеру, нужно было взять проклеенную, хорошо пропускающую воду бумагу, на которой вы будете рисовать пастелью. Затем необходимо намочить ее в растворе рыбьего клея и воды. Когда бумага полностью высохнет, создавайте пастель. Далее осторожно укладывайте ее обратной стороной на воду. Нужно отметить, что вода должна быть очень чистой. Придерживайте бумагу с двух концов, чтобы рисунок намокал равномерно, а вода не заливалась на лицевую сторону пастели. После того как пастель насквозь промокнет, нужно снять ее с поверхности воды и просушить.
2
Был также способ, который описывал художник Пуантеллин. Он стряхивал лишнюю краску при помощи легких ударов, наносимых с левой стороны рисунка. Делается это несколько раз: на стадии наброска и после окончания работы. После последнего стряхивания нужно довести работу до совершенства тонкими штрихами. Теперь ваша пастель не будет осыпаться от толчков и трения.
3
Методы художников прошлого достаточно трудоемки, поэтому они не совсем подходят для того, кто только учится работать с пастелью. Лучше поискать в художественных магазинах специальный фиксатив, который выпускается в виде спрея. Современные закрепители позволяют с наименьшими потерями для цвета и текстуры рисунка зафиксировать пастель. Для закрепления пастели фиксатив распыляют на поверхность с расстояния в 30 сантиметров. Бумага, на которой нарисована пастель, не должна намокнуть, иначе пастель будет испорчена. Не перебарщивайте с фиксативом, двух-трех легких распылений будет вполне достаточно. Если ваша пастель имеет несколько слоев, лучше закреплять ее послойно. В конце работы нужно исправить возможные изменения цвета или текстуры. Если же ваша работа имеет простую структуру (однослойная, т.е. линейная), ее лучше закрепить с обратной стороны рисунка. Это особенно актуально для пастелей, выполненных на тонкой бумаге.
4
Существует еще один простой способ фиксирования сухой пастели, который заключается в размывке рисунка водой при помощи художественных кисточек. Если вам необходимо использовать в рисунке следы от кисти, лучше взять кисть из щетины. Увлажнение пастельного рисунка дает поразительный результат. Пастель становится чем-то средним между акварельной живописью и пастелью. Делается это просто. Сначала накладывается толстый слой пастели на акварельную бумагу. Потом ее сбрызгивают водой из распылителя, а последующий слой пастели наносят на влажную бумагу. Если вам нужно усилить цвет, нанесите несколько слоев пастели на одно и то же место, увлажняя ее после каждого слоя.

Совет 2: Как закрепить рисунок пастелью

чтобы защитить рисунок пастелью от повреждения - осыпания пастели или ее смазывания - его обязательно необходимо закреплять. Фиксация рисунка может производиться самыми разными методами.
Инструкция
1
Наиболее простым способом является фиксация обычным лаком для волос, либо фабричным лаком с пульверизатором. Распылите лак на расстоянии 15-20 см от картины несколько раз с перерывом не менее 20 минут. После фиксирования работа становится менее пастельной, цвета приобретают дополнительную глубину.
2
Также для закрепления пастельных рисунков применяют желатин. Растворите его в воде, а затем смесью покройте бумагу и дайте ей полностью высохнуть. Далее на этой бумаге вы можете работать пастелью. После завершения работы бумагу с рисунком подержите над кипящей водой, повернув к парам обратной от рисунка стороной. При этом желатин растворяется и склеивает нижние слои нанесенной пастели.
3
Еще одним способом закрепления является воздействие на работу, поставленную вертикально, паров, насыщенных смесью рыбного клея со спиртом или уксусом. После такой фиксации работу обязательно помещают под стекло.
4
Воспользуйтесь методами настоящих художников. Профессионалы фиксируют работы пастелью с помощью специально созданных фиксативов, приготовленных по определенным рецептам.
5
Рецепт № 1. Возьмите углекислый аммоний в количестве 10 граммов и растворите его в воде объемом 750 миллилитров. Далее в раствор всыпьте порошок казеина массой 15 г и аккуратно взболтайте до полного растворения. На следующем этапе добавьте в раствор пол-литра этилового спирта, смесь все время перемешивайте, чтобы казеин сохранился в растворенном состоянии.
6
Рецепт № 2. Наиболее простым, но в то же время эффективным фиксативом является молоко, т.к. в нем содержится естественный казеин в количестве 2 - 3%. Для использования молоко оставьте, чтобы оно отстоялось, а затем снимите верхние слои вместе со всплывшим в процессе отстаивания на поверхность жиром. Снятое молоко разбавьте водой на 25%. Используемый раствор используйте как фиксатив, однако недостатком подобного средства является постепенное пожелтение бумаги под воздействием молока.
7
Рецепт № 3. Растворите шеллак в этиловом спирте в пропорциональном соотношении 1:10 - 1:20 в зависимости от желаемой концентрации готового фиксатива. Далее фиксативом покройте поверхность пастели, желательно - в несколько слоев.
Видео по теме

Совет 3: Что такое пастель

Создание картины – процесс творческий и увлекательный. Для осуществления интересных задумок в дело идет все: от красок до подручных средств. Сегодня одним из популярнейших доступных материалов является пастель.

Пастель – изысканная графическая техника



Сегодня пастель имеет большую популярность среди любителей изобразительного искусства. Данный материал представляет собой меловую палочку, состоящую из двух ингредиентов: цветного пигмента и специального связующего материала (камедь или смола).

Следует отметить, что существует два вида пастели: сухая и масляная. Первая выпускается как в виде мелков, так и в карандашах. Сухая пастель – наиболее востребованный у художников материал. Она пластична, легко растушевывается, позволяя создавать плавные переходы цвета. Масляная пастель более капризна. Она ложится плотным слоем, практически не допускает смешения цветов и коррекции. Как правило, ее используют для создания ученических работ или быстрых эскизов.

Пастельная техника была изобретена в 16 в. в Италии. В то время цветовой ряд ограничивался белым, черным и терракотой. Наибольшую популярность пастель обрела в 18 веке, когда начался портретный бум. В данной технике работали В. Эриксен, И. Барду, Г.-Ф. Шмидт, А.Г. Венецианов, С. Яснопольский и др.

Пастель позволяет создавать легкие, красочные, нежные картины. С ее помощью легко передать и глубину взгляда, и нежность кожи, и сочность губ. Однако в конце 19 века художники стали чаще использовать пастель для создания пейзажей. Среди поклонников материала можно выделить И.И. Левитана, М.А. Врубеля (позднее творчество), В.А. Серова и пр.

Особенности пастели



В запасниках Третьяковской галереи хранится около 800 произведений, выполненных именитыми художниками с помощью пастели. Выставка данных работ всегда становится событием в мире искусства. Однако происходят данные мероприятия очень редко. Пастель – материал капризный и недолговечный, поэтому требует правильного хранения.

Простота использования пастели компенсируется сложностью сохранения рисунка. Как правило, для рисования используется специальная цветная/белая бумага с шероховатой поверхностью. Цветные частички цепляются за ворсинки, благодаря чему остаются на поверхности. Однако длительное пребывание в вертикальном положении приведет к осыпанию работы.

Самый простой способ сохранить произведение – покрыть его лаком. Лучший вариант – пульверизатор, т.к. кисть легко деформирует рисунок. Начинающие художники, как правило, используют обычный лак для волос. Также существует специальный фиксатор пастели, продающийся в художественных магазинах.

Но стоит отметить: фиксатор, нанесенный любым способом, изменяет первоначальные цвета и гамму всего произведения. Также пастель теряет свойственную ей бархатистость, придающую рисунку дополнительное очарование. Со временем был вычислен универсальный способ сохранения произведений в технике пастели. Лучший вариант – оформление работы паспарту и рамой со стеклом. Именно таким образом сохраняются произведения в ведущих музеях мира.
Видео по теме

Совет 4: Как научиться рисовать пастелью

Пастелью можно создавать графические и живописные произведения. Эта техника подходит для тех рисунков, где необязательно выписывать мелкие детали. Рисунок, выполненный пастелью, имеет свое неповторимое обаяние. И для того чтобы научиться так рисовать, нужно знать особенности материала и правила нанесения пастельных слоев.
Вам понадобится
  • пастельные мелки, специальная неглянцевая шероховатая бумага, простой карандаш и планшет, фиксатив, принадлежности для растушевки, ножик, ластик.
Инструкция
1
Подготовьте пастельные полумягкие мелки цилиндрической формы. Неплохо если у вас будет набор из пятнадцати цветов. Храните мелки только в специальной коробке с поролоновым вкладышем, т.к. мелки очень хрупки. Художники перед работой рекомендуют разламывать длинные мелки на две части и обязательно держать мелок за обертку, чтобы не пачкать руки и бумагу.
2
Положите перед собой чистую тряпочку. Ею вы сможете вытирать руки или стирать ненужные штрихи. Также положив несколько мелков на тряпку, вы будете уверены в том, что они не покатятся, соприкасаясь и смешиваясь.
3
Попробуйте наносить линии на бумагу. Можно рисовать любой частью карандаша. Посмотрите, какие линии при этом получаются. Многое зависит от силы нажима. Однако не переусердствуйте, иначе мелок рассыплется на части.
4
После нанесения краски на бумагу попробуйте растушевать рисунок. Это можно сделать пальцами или ватными палочками. При этом от силы нажима и длительности трения цвет будет меняться. Растушевкой можно добиться слияния разных цветов или получения нового оттенка.
5
Исправить неправильно нанесенные штрихи можно, если только бумага не закрашена полностью. Попробуйте смахнуть пастель с листа хлопчатобумажной тряпочкой, а оставшийся след стереть ластиком. Если пастель нанесена плотно, растушуйте цвет до полупрозрачности, а потом попробуйте нанести поверх нужные штрихи.
6
Используйте для первых работ мелки одного или двух цветов. При выполнении рисунка одного цвета обратите внимание на светотени. При работе двумя цветами - все внимание на густоту нанесения краски.
7
Готовый рисунок необходимо закрепить. Воспользуйтесь для этого специальным фиксативом или сбрызните рисунок бесцветным лаком для волос.
Видео по теме
Обратите внимание
Если такая техника вам нравится, то можете записаться на курсы рисования пастелью или взять несколько уроков у настоящего художника. Также в интернете можно найти множество мастер-классов, в которых вам поэтапно расскажут, как выполнить определенный рисунок.
Совет полезен?
После рисования одним цветом, обязательно протрите руки мягкой тряпочкой. Если мелок соприкасался с другими мелком, его тоже необходимо протереть, чтобы на бумаге потом не появились смешанные цвета.

Совет 5: Как рисовать пастелью

Пастель используют как в живописи, так и в графике. Чтобы суметь раскрыть достоинства материала в своем рисунке, освойте основные приемы работы с мелками, а также научитесь правильно выбирать бумагу и фиксатив.
Вам понадобится
  • - пастель;
  • - бумага;
  • - фиксатив.
Инструкция
1
Прежде чем взять в руки мелок пастели, подберите бумагу для рисунка. От ее качества напрямую зависит внешний вид картинки и ее долговечность. Пастель лучше всего держится на специальной наждачной бумаге для рисования, на бархатной бумаге и на фактурной бумаге для пастели. Цвет бумаги обычно выбирается в соответствии с цветовой гаммой рисунка. На белом фоне пастель смотрится достаточно тускло, поэтому лучше подбирать более насыщенные оттенки основы.
2
Опытные художники могут начинать рисунок без предварительного эскиза. Если вы еще не очень уверенно обращаетесь с мягкими материалами, лучше сделать набросок. Простой карандаш для этой цели не подойдет – пастель плохо на него ложится. Лучше возьмите уголь или пастельный мелок. Уголь нужно будет смахнуть с бумаги, чтобы остался только легкий след. Иначе черный порошок смешается с последующими слоями.
3
И масляной, и сухой пастелью работают от общего к частному. Сначала нужно заполнить цветом фон и большие объекты. Чтобы сделать равномерную «заливку», проводите мелком плашмя. Сухую пастель можно растушевать пальцами. Масляная растирается сложнее, для этого можно использовать растушевки или мокрую кисть.
4
Если вам нужно исправить неверный штрих, удаляйте его до того, как начнете растушевывать пастель. Сухую можно смахнуть тряпочкой, сухой кисточкой или «промокнуть» ластиком-клячкой. Масляную пастель можно попробовать удалить кисточкой из щетины или аккуратно соскрести неверную линию лезвием.
5
Более важные элементы рисунка сделайте более четкими, не размывайте их границы. Отчетливые линии и точки можно нарисовать острым уголком мелка или пастельными карандашами. Можно процарапывать контуры некоторых элементов иголкой, чтобы выступал цвет бумаги-основы.
6
Готовый рисунок пастелью необходимо закрепить. Для этого на него распыляют 2-3 слоя фиксатива. Вместо специальных составов можно использовать лак для волос. Правда, после такой процедуры рисунок может потемнеть. Чтобы знать, какой результат получится, перед началом работы нанесите полоски пастели всех оттенков на бумагу и покройте лаком. Рядом поставьте пятна тех же оттенков, но не закрепляйте. После высыхания фиксатива сравните оттенки и учитывайте результаты этого эксперимента при рисовании.
7
Рисунок масляной пастелью иногда оставляют незакрепленным. Но тогда его вставляют в рамку под стекло (стекло не должно касаться бумаги). Пастельные рисунки в альбомах нужно защитить листами кальки.
Обратите внимание
Фиксативы имеют свойство затемнять цвета и убирать бархатистость пастельной текстуры. Если вы имеете дело с незнакомой маркой пастельного фиксатива, лучше применить его сначала на пробном рисунке. Вы поймете, чего можно ожидать от данного закрепителя.
Полезный совет
Если вы используете фиксатив, закрепляя пастель послойно, всегда ждите полного высыхания работы до того, как наносить следующий слой.
Источники:
  • Фиксация, реставрация и хранение пастелей
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500