Вам понадобится
  • акварельная или пастельная бумага, сухая пастель, спрей-фиксатив. Также могут пригодиться кисти и вода. Если вы захотите опробовать рецепт художника XVII в., вам понадобиться рыбий клей.
Инструкция
1
Способы, которыми закрепляли пастель художники прошлого, достаточно сложны. К примеру, нужно было взять проклеенную, хорошо пропускающую воду бумагу, на которой вы будете рисовать пастелью. Затем необходимо намочить ее в растворе рыбьего клея и воды. Когда бумага полностью высохнет, создавайте пастель. Далее осторожно укладывайте ее обратной стороной на воду. Нужно отметить, что вода должна быть очень чистой. Придерживайте бумагу с двух концов, чтобы рисунок намокал равномерно, а вода не заливалась на лицевую сторону пастели. После того как пастель насквозь промокнет, нужно снять ее с поверхности воды и просушить.
2
Был также способ, который описывал художник Пуантеллин. Он стряхивал лишнюю краску при помощи легких ударов, наносимых с левой стороны рисунка. Делается это несколько раз: на стадии наброска и после окончания работы. После последнего стряхивания нужно довести работу до совершенства тонкими штрихами. Теперь ваша пастель не будет осыпаться от толчков и трения.
3
Методы художников прошлого достаточно трудоемки, поэтому они не совсем подходят для того, кто только учится работать с пастелью. Лучше поискать в художественных магазинах специальный фиксатив, который выпускается в виде спрея. Современные закрепители позволяют с наименьшими потерями для цвета и текстуры рисунка зафиксировать пастель. Для закрепления пастели фиксатив распыляют на поверхность с расстояния в 30 сантиметров. Бумага, на которой нарисована пастель, не должна намокнуть, иначе пастель будет испорчена. Не перебарщивайте с фиксативом, двух-трех легких распылений будет вполне достаточно. Если ваша пастель имеет несколько слоев, лучше закреплять ее послойно. В конце работы нужно исправить возможные изменения цвета или текстуры. Если же ваша работа имеет простую структуру (однослойная, т.е. линейная), ее лучше закрепить с обратной стороны рисунка. Это особенно актуально для пастелей, выполненных на тонкой бумаге.
4
Существует еще один простой способ фиксирования сухой пастели, который заключается в размывке рисунка водой при помощи художественных кисточек. Если вам необходимо использовать в рисунке следы от кисти, лучше взять кисть из щетины. Увлажнение пастельного рисунка дает поразительный результат. Пастель становится чем-то средним между акварельной живописью и пастелью. Делается это просто. Сначала накладывается толстый слой пастели на акварельную бумагу. Потом ее сбрызгивают водой из распылителя, а последующий слой пастели наносят на влажную бумагу. Если вам нужно усилить цвет, нанесите несколько слоев пастели на одно и то же место, увлажняя ее после каждого слоя.