Совет 1: Как закрепить пастель

Пастельная живопись отличается от живописи, выполненной при помощи других материалов, неповторимой нежностью оттенков, замечательной мягкостью и бархатистостью. Однако сухая пастель имеет одну особенность - она очень хрупка и имеет обыкновение осыпаться. Как закрепить пастель? Рецепт идеального фиксатива веками искали художники, работающие с пастелью. Самый первый рецепт относится к XVII веку. Де Майерн описывал его в своей рукописи, посвящtнной инструментам живописца. Попробуем и мы найти ответ на этот вопрос.
Вам понадобится
  • акварельная или пастельная бумага, сухая пастель, спрей-фиксатив. Также могут пригодиться кисти и вода. Если вы захотите опробовать рецепт художника XVII в., вам понадобиться рыбий клей.
Инструкция
1
Способы, которыми закрепляли пастель художники прошлого, достаточно сложны. К примеру, нужно было взять проклеенную, хорошо пропускающую воду бумагу, на которой вы будете рисовать пастелью. Затем необходимо намочить ее в растворе рыбьего клея и воды. Когда бумага полностью высохнет, создавайте пастель. Далее осторожно укладывайте ее обратной стороной на воду. Нужно отметить, что вода должна быть очень чистой. Придерживайте бумагу с двух концов, чтобы рисунок намокал равномерно, а вода не заливалась на лицевую сторону пастели. После того как пастель насквозь промокнет, нужно снять ее с поверхности воды и просушить.
2
Был также способ, который описывал художник Пуантеллин. Он стряхивал лишнюю краску при помощи легких ударов, наносимых с левой стороны рисунка. Делается это несколько раз: на стадии наброска и после окончания работы. После последнего стряхивания нужно довести работу до совершенства тонкими штрихами. Теперь ваша пастель не будет осыпаться от толчков и трения.
3
Методы художников прошлого достаточно трудоемки, поэтому они не совсем подходят для того, кто только учится работать с пастелью. Лучше поискать в художественных магазинах специальный фиксатив, который выпускается в виде спрея. Современные закрепители позволяют с наименьшими потерями для цвета и текстуры рисунка зафиксировать пастель. Для закрепления пастели фиксатив распыляют на поверхность с расстояния в 30 сантиметров. Бумага, на которой нарисована пастель, не должна намокнуть, иначе пастель будет испорчена. Не перебарщивайте с фиксативом, двух-трех легких распылений будет вполне достаточно. Если ваша пастель имеет несколько слоев, лучше закреплять ее послойно. В конце работы нужно исправить возможные изменения цвета или текстуры. Если же ваша работа имеет простую структуру (однослойная, т.е. линейная), ее лучше закрепить с обратной стороны рисунка. Это особенно актуально для пастелей, выполненных на тонкой бумаге.
4
Существует еще один простой способ фиксирования сухой пастели, который заключается в размывке рисунка водой при помощи художественных кисточек. Если вам необходимо использовать в рисунке следы от кисти, лучше взять кисть из щетины. Увлажнение пастельного рисунка дает поразительный результат. Пастель становится чем-то средним между акварельной живописью и пастелью. Делается это просто. Сначала накладывается толстый слой пастели на акварельную бумагу. Потом ее сбрызгивают водой из распылителя, а последующий слой пастели наносят на влажную бумагу. Если вам нужно усилить цвет, нанесите несколько слоев пастели на одно и то же место, увлажняя ее после каждого слоя.

Совет 2: Как закрепить рисунок пастелью

чтобы защитить рисунок пастелью от повреждения - осыпания пастели или ее смазывания - его обязательно необходимо закреплять. Фиксация рисунка может производиться самыми разными методами.
Инструкция
1
Наиболее простым способом является фиксация обычным лаком для волос, либо фабричным лаком с пульверизатором. Распылите лак на расстоянии 15-20 см от картины несколько раз с перерывом не менее 20 минут. После фиксирования работа становится менее пастельной, цвета приобретают дополнительную глубину.
2
Также для закрепления пастельных рисунков применяют желатин. Растворите его в воде, а затем смесью покройте бумагу и дайте ей полностью высохнуть. Далее на этой бумаге вы можете работать пастелью. После завершения работы бумагу с рисунком подержите над кипящей водой, повернув к парам обратной от рисунка стороной. При этом желатин растворяется и склеивает нижние слои нанесенной пастели.
3
Еще одним способом закрепления является воздействие на работу, поставленную вертикально, паров, насыщенных смесью рыбного клея со спиртом или уксусом. После такой фиксации работу обязательно помещают под стекло.
4
Воспользуйтесь методами настоящих художников. Профессионалы фиксируют работы пастелью с помощью специально созданных фиксативов, приготовленных по определенным рецептам.
5
Рецепт № 1. Возьмите углекислый аммоний в количестве 10 граммов и растворите его в воде объемом 750 миллилитров. Далее в раствор всыпьте порошок казеина массой 15 г и аккуратно взболтайте до полного растворения. На следующем этапе добавьте в раствор пол-литра этилового спирта, смесь все время перемешивайте, чтобы казеин сохранился в растворенном состоянии.
6
Рецепт № 2. Наиболее простым, но в то же время эффективным фиксативом является молоко, т.к. в нем содержится естественный казеин в количестве 2 - 3%. Для использования молоко оставьте, чтобы оно отстоялось, а затем снимите верхние слои вместе со всплывшим в процессе отстаивания на поверхность жиром. Снятое молоко разбавьте водой на 25%. Используемый раствор используйте как фиксатив, однако недостатком подобного средства является постепенное пожелтение бумаги под воздействием молока.
7
Рецепт № 3. Растворите шеллак в этиловом спирте в пропорциональном соотношении 1:10 - 1:20 в зависимости от желаемой концентрации готового фиксатива. Далее фиксативом покройте поверхность пастели, желательно - в несколько слоев.
Видео по теме
Обратите внимание
Фиксативы имеют свойство затемнять цвета и убирать бархатистость пастельной текстуры. Если вы имеете дело с незнакомой маркой пастельного фиксатива, лучше применить его сначала на пробном рисунке. Вы поймете, чего можно ожидать от данного закрепителя.
Полезный совет
Если вы используете фиксатив, закрепляя пастель послойно, всегда ждите полного высыхания работы до того, как наносить следующий слой.
Источники:
  • Фиксация, реставрация и хранение пастелей
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500