Совет 1: Как выучить быстро падежи

Школьный фольклор хранит немало мнемонических правил - стишков и смешных рассказов, которые помогают заучивать падежи русского языка. В то же время существуют и другие, более изощренные способы загрузить в голову этот кусочек грамматики. Причем одни методы хороши для визуалов, другие - для кинестетиков.
Инструкция
1
Структурировать информацию. Для детей, которые любят играть в шахматы и решать логические задачи, проще и быстрее всего выучить падежи, если информация о них будет упакована в таблицы, информационные блоки со стрелочками, пометками и подчеркиваниями. Для таких детей запомнить и понять - слова-синонимы.
2
Проговорить, спросить и обсудить. Вдвоем или в небольшой группе грамматику учить быстрее и веселее, чем в одиночку. Диалог ускоряет понимание информации, а значит, и облегчает запоминание. Обсуждение информационного блока по определенному падежу (вопросы, окончания трех склонений существительных, особенности склонения числительных и прочее) включает дополнительные когнитивные механизмы.
3
Создать прочные ассоциативные связи. Это значит, что нужно "слепить" падежи с цифрами, цветами, запахами, звуками, яркими воспоминаниями. Визуал быстрее запомнит грамматические падежи, если персонифицирует их, представит каждого из них в виде отдельной личности. Например, именительный - важный чиновник или даже директор школы (этот персонаж роднее детской картине мира), родительный - отец семейства, винительный - грустный человечек с головой, склоненной на грудь или, наоборот, суровый обвинитель. Если ребенок представит их в виде монстров или удивительных животных, еще лучше. Творческий процесс сделает процесс запоминания легким, а следовательно и быстрым, ведь ученик не заметит, как бежит время.
4
Сделать их осязаемыми. Для тех детей, который привыкли к ручному труду, падежи должны быть ощутимы материально, физически. Родитель или педагог может создать ассоциативную связь, привязав их к пуговицам на школьной форме, а еще лучше к пальцам рук. Именительный - большой палец правой руки. Остальные рассядутся на левой. Для начала их названия можно написать на каждом пальце и даже сочинить историю про семейку падежей. Большие пальцы - именительный и родительный - папа и мама. Папа на другой руке - он на работе. Мама в домике с детьми. Указательный палец - старший сын - дательный падеж и так далее. Через некоторое время ребенку достаточно будет коснуться до подушечки пальца, как в памяти оживут воспоминания.

Совет 2: Как выучить падежи

Изучение падежей иногда вызывает некоторые сложности даже у тех детей, которые легко осваивают грамматику. Нужно запомнить незнакомые слова, понять, какие с этим новым названием связаны окончания существительных или прилагательных. Во все времена школьники старались облегчить запоминание падежей, и школьный фольклор прямо-таки изобилует забавными фразами и стишками на эту тему. Отвергать их не стоит, но можно использовать и более современные мнемонические приемы.
Вам понадобится
  • - альбом для рисования или тетрадь;
  • - карандаши или фломастеры;
  • - пальчиковый театр.
Инструкция
1
Определите, какой тип памяти преобладает у вашего ребенка. Это поможет ему и в дальнейшем, когда нужно будет запомнить что-то не совсем обычное. От мнемонических приемов, учитывающих индивидуальные особенности, толку будет больше.
2
Для ребенка с хорошей зрительной памятью начертите таблицу окончаний, примерно такую же, как в словарях. В первом столбце напишите полные названия падежей, в трех других - окончания существительных, относящихся к разным склонениям. Названия падежей лучше писать печатными буквами, а столбцы с окончаниями раскрасить в разные цвета. Такая таблица поможет и детям с преобладающим логическим типом восприятия.
3
Школьник, который хорошо запоминает танцевальные движения или с удовольствием занимается ручным трудом, легче выучит падежи, если задействовать руки. Пусть каждому падежу соответствует определенный палец. Например, именительный - большой палец на правой или левой руке, родительный - указательный и т.д.
4
Можно сделать пальчиковый театр. В качестве кукол вполне подойдут разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Обозначьте каждый падеж каким-либо цветом или подпишите пробку. Разыграйте спектакль. Вы будете читать текст, а ребенок - действовать соответствующей «куклой». В качестве пьесы подойдет любой отрывок из учебника, ведь вашему ученику нужно только определить, в каком падеже стоят склоняемые части речи.
5
Ребенку с хорошей слуховой или речевой памятью достаточно почитать материал вслух. В первом случае будет лучше, если это сделаете вы, а во втором прочитать должен он сам. В занятиях с такими детьми лучше использовать не таблицы, схемы и картинки, а связный текст. Посмотрите, каким образом дается этот материал в учебнике. Материал таблицы перепишите в виде небольшой статьи. С этими детьми можно поиграть в конференцию лингвистов, на которой просто обсудить то, что они должны выучить.
6
Ребенку с хорошей слуховой или речевой памятью достаточно почитать материал вслух. В первом случае будет лучше, если это сделаете вы, а во втором прочитать должен он сам. В занятиях с такими детьми лучше использовать не таблицы, схемы и картинки, а связный текст.
7
Посмотрите, каким образом дается этот материал в учебнике. Материал таблицы перепишите в виде небольшой статьи. С этими детьми можно поиграть в конференцию лингвистов, на которой просто обсудить то, что они должны выучить.
8
Детям с любым типом восприятия наверняка понравится изучать трудный для них материал в веселой компании сверстников. Предложите разыграть сценку, представив, что падежи - это персонажи с определенным характером. Именительный - солидный и важный, родительный - озабоченный, дательный - добрый и щедрый, винительный - грустный и виноватый, творительный все время что-то делает, а предложный - ходит и предлагает разные товары. В этом случае у детей с любым типом восприятия образуются оптимальные для них ассоциативные ряды. «Пьеса» может быть точно такой же, как и в пальчиковом театре, только слова в нужных падежах произносят сами участники.
Видео по теме
Обратите внимание
Школьная программа дает представление только о шести падежах. Но есть и другие. Например, количественно-отделительный, звательный (он есть в других языках), местный (в русском языке он слился с предложным) превратительный и счётный. Подробнее о них можно узнать на сайте учителя русского языка и литературы: http://www.sinykova.ru/russkij-yazyk/padezhi-russkogo-yazyka/
Полезный совет
Мнемонические правила. Старые добрые стишки вроде "Иван родил девчонку, велел тащить пеленку" - это еще один ключ, отмыкающий замки памяти. Иногда достаточно вспомнить порядок падежей, чтобы в памяти всплыли падежные вопросы и окончания.
Источники:
  • Таблица падежей
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500